Краеведческие уроки для школьников приурочены к Дню памяти И.У. Басаргина

 

Библиотека им. И.У. Басаргина продолжает проект «Литературное наследие И.У. Басаргина» среди школьников Ленинского района. Ко дню памяти дальневосточного писателя библиотека провела цикл литературно-краеведческих уроков.

Например, 13 ноября занятие с учащимися 6 «М» класса МБОУ «СОШ № 64» «Животные и птицы в произведениях И.У. Басаргина». И.У. Басаргин родился в маленьком таёжном селении Приморья, с ранних лет впитывал красоту окружающей природы, знал многое об обитателях уссурийской тайги. Ему удалось создать произведения, пронизанные любовью к родному краю, способные встревожить души юных читателей. Учащиеся узнали, что на страницах романов, повестей, рассказов писателя упоминается более тридцати видов млекопитающих, более двадцати видов птиц; три рассказа посвящено птицам, несколько – амурскому тигру, бурому медведю, горалу, изюбрам. Далее, для развития навыка выразительного чтения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности, прослушали аудиозаписи двух коротких рассказов в исполнении актрисы, преподавателя ИСИ, внучки писателя Ульяны Чеботарь.

В заключение занятия школьники выразительно прочитали отрывок из рассказа И.У. Басаргина «Веточка тиса» с яркими, изобилующими эпитетами и сравнениями описаниями весенней природы, отметили, что в нём создаются, в том числе, и образы, основанные на сходстве, выписали в тетради использованные автором средства художественной выразительности.

14 ноября занятия «Коренные народы Приморья в произведениях И.У. Басаргина» с учащимися 9-х классов МБОУ «СОШ № 64». Представленные на выставке издания из фондов библиотеки и просмотр слайдов презентации об удэгейцах, нанайцах, орочах, тазах помогли вспомнить о том, какие народы Приморья являются коренными, уточнить знания об их занятиях (охотились и рыбачили), верованиях и знаниях (огромная их часть посвящена природе) и этнокультурных взаимодействиях с русскими переселенцами во второй половине XIX – начале XX в. Отметили, что в романах незавершенной тетралогии И.У. Басаргина «В горах Тигровых» об этом содержатся интереснейшие сведения.

Зачитали отрывки из романа «В горах Тигровых», в которых повествуется об участии удэгейцев в спасении русских поселенцев деревни Новинка близ поста Св. Ольги во время катастрофического наводнения, фактически смывшего это селение; о проявленной удэгейцами самоотверженности и помощи в выживании из-за постигшей крестьян катастрофы, а затем отрывки из романа «Дикие пчёлы» о помощи русских переселенцев удэгейцам и нанайцам во время эпидемии оспы и в защите от нападений хунхузов.

На основе рассмотренных материалов сделали вывод о том, что дружеские отношения, взаимовыручка, использование знаний и опыта проживающих рядом народов помогали им выживать в сложнейших условиях заселения края во второй половине XIX – начале XX века.

В очередной раз обратили внимание на колоритный, самобытный язык И.У. Басаргина, яркие зарисовки природы, легенды, поверья, приметы, в том числе и удэгейские, которые выявили в прочитанных отрывках.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять