В честь этого праздника хочется рассказать всем неравнодушным об истории игр. Так как история – вещь весьма объемная, я постаралась собрать основные даты и события, влияющие на то, что мы имеем сейчас.
Итак, 1952 год. В свет выходит самая первая игра – ОХО (крестики-нолики).
В OXO человек играл против компьютера, выставляя крестик или нолик в нужную клетку поля с помощью дискового номеронабирателя. Вывод осуществлялся на растровый дисплей размерностью 35 × 16 точек, в качестве которого использовалась электронно-лучевая трубка.
Однако, OXO не получила тогда широкого распространения, так как EDSAC был уникальным компьютером, находящимся в библиотеке Кембриджского университета и игра существовала только на нём.
1958 год – Создан первый симулятор игры в теннис (Tennis for Two).
Это была одна из первых компьютерных игр с графическим интерфейсом и первая многопользовательская игра. Разработал её физик Уильям Хигинботам для того, чтобы развлекать посетителей Брукхейвенской национальной лаборатории.
1971-78 год – Появляются аркадные игровые автоматы.
Первое время игры были двух видов: космические «стрелялки» (Spacewar, Space Invaders, Asteroids) и спортивные симуляторы (PONG). Было выпущено полторы тысячи игровых автоматов, что ознаменовало собой выход компьютерных игр в массы.
Вышли два завоевавших множество фанатов шутера от первого лица — Maze War и SpaSim (два первых шутера, первый — в лабиринте от первого лица, второй — на фоне космоса).
Текстовая компьютерная игра в жанре квест, старейшая в этом жанре — Colossal Cave Adventure и первая графическая игра-квест Adventure для игровой платформы Atari 2600. Кстати, создатель игры, Уоррен Робинетт, стал первым известным разработчиком в мире, поместившим в игру пасхальное яйцо.
А ещё в 1975 фирма Atari выпустила игровой автомат «Breakout», в котором надо было доской отталкивать шарик, разбивающий кубики. Так появился жанр arcanoid-игр.
1980 год – Рынок компьютерных игр начинает быстро расти. Появляется множество компаний, занимающихся исключительно их разработкой. Компания Namco выпускает знаменитую игру Pac-Man, суть которой сводилась к управлению круглым существом, которое должно было собирать разбросанные по лабиринту точки, уклоняясь от врагов. Также было выпущено первое портативное игровое устройство под названием Game & Watch (в СССР выпускались аналоги, такие как «Ну, погоди!»).
1981 год – Появился на свет первый персональный компьютер IBM PC 5150, которому было суждено стать массовым и предопределить развитие индустрии на десятилетия вперед.
IBM PC 5150
1983 год – Компания Nintendo выпустила в Японии свою первую 8-битную игровую приставку Family Computer (Famicom)
А символом компании стал Марио – самый известный водопроводчик в мире.
Персонаж Марио впервые появился в игре для игрового автомата Donkey Kong 1981 года, где он являлся главным героем. Сначала его назвали Прыгуном и он, кстати, был плотником, но потом Миямото придумал ему имя — Марио, в честь главы одного из офисов Nintendo, Марио Сегали.
Donkey Kong
Тут нельзя не упомянуть еще одну игру всех времен – Battle City (Танчики), вышедшю следом за Марио.
1987 год – появился видеоадаптер VGA, а следом SVGA, которые позволяли выводить большее количество цветов, что естественно сделало игры более красочными и относительно похожими на современные.
1991 год – Впервые на приставке Sega Mega Drive появляется синий ёжик, бегающий по экрану со сверхзвуковой скоростью – Соник. Игру хвалили за скоростное прохождение, дизайн и музыкальное сопровождение. В Sonic the Hedgehog присутствовало множество новых элементов, которые только подогревали её популярность во время 16-битной эры, и позволили консоли быстро завоевать популярность в Северной Америке и Европе.
1993 год – компания Id Software выпустила культовую игру – Doom. Её популярность во многом определила дальнейшее развитие и распространение жанра шутеров от первого лица.
1994 год – появилась Rise of the Triad, добавившая множество новинок в мультиплеере, позднее ставших основой для других игр.
А вслед за ней – The Terminator: Future Shock – первый шутер с элементами трехмерности мира и врагов, а также свободным обзором при помощи мышки.
2000- е года – Игры переходят от растровой графики к полностью полигональному 3D. Люди больше интересуются новинками игрового рынка, которые, в свою очередь, становятся всё требовательнее к технике, что дает толчок к появлению новых консолей, процессоров, видеокарт и тд.
Начиная c 2000-х, вышли такие известные игры как: The Sims, Minecraft, Grand Theft Auto, World Of Warcraft, Far Cry, Need for Speed, Mass Effect, The Witcher, Metro 2033, S.T.A.L.K.E.R.
Многие проекты из перечисленных получают продолжения, различные дополнения и модификации.
Примерно в 2014-2015 году на рынок виртуальных развлечений вышла технология VR.
А пока, игровая индустрия продолжает успешно развиваться, переходя на новые уровни, покоряя большие высоты. Особенно возросла популярность киберспорта, который зародился еще в 70-х годах. Только тогда сражение заключалось не в борьбе друг с другом в одном виртуальном пространстве, а в попытках по очереди показать рекордный результат на одном игровом устройстве. Кстати, первым турниром по видеоиграм считается «Межгалактическая олимпиада по Spacewar», 1972 год. («Intergalactic spacewar olympics»), а первой киберспортивной игрой — Doom 2.
Компьютерный спорт стремительно развивался на протяжении всей своей истории. Росло количество игроков, турниров, увеличивались суммы призовых. Сейчас киберспортивные турниры проводятся на тех же стадионах, что и крупнейшие спортивные мероприятия, в том числе на Олимпийских объектах и стадионах, построенных для Чемпионата мира по футболу.
На сегодняшний день самыми крупными и престижными соревнования являются те, которые проводят сами производители игр: например турнир The International по Dota 2 или Чемпионат мира по League of Legends.
По этой теме еще много чего можно сказать, но какой вывод можно сделать?
Развитие компьютеров во многом тесно связанно с развитием игр. Именно им мы обязаны появлением мощных видеокарт, процессоров, росту объемов доступной оперативной памяти. Игры от простого развлечения превратились в соревнования за огромные суммы денег, киберспорт фактически превратился в профессию. Светлое будущее уже не за горами и именно сейчас задаются его основы, любой из нас может повлиять на эти тенденции. Наблюдая за турнирами в качестве зрителя или участвуя в оных, можно принять участие в развитии своей любимой игры. Именно зрители и игроки формируют вектор развития индустрии. От нас зависит, в какие игры мы будем играть в будущем.
Материал подготовила: Шиндина Марья, сотрудник библиотеки №4.
В составлении статьи помогли:
- 22-й выпуск «Классного журнала»
Подписаться на него можно по ссылке: https://www.classmag.ru/subscribe
Также это издание есть в библиотеках нашей системы.
- https://xn--90aihhxfgcgn.xn--p1ai/ Киберспорт.рф