Как головной убор русских военных летчиков превратился в символ Победы
Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!
От «фуражирки» до «полетки»
О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».
Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.
«Французская» пилотка русской армии
Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.
Возвращение пилотки
Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).
Символ не армии, но Победы
Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.
Источник информации — портал История.РФ