На занятиях риторикой в библиотеке юные читатели учатся публичным выступлениям

Урок ораторского мастерства, посвященного подготовке к школе из цикла «Сила слова» прошел в библиотеке № 3 для юных читателей. Если «мир — это текст» (согласно философии Жака Деррида), то учеба в школе — это непрерывное речевое высказывание. Ответы у доски — участь каждого школьника, они вынуждают стать оратором любого, даже если он не желает этого. Так Журден у Мольера говорит прозой не зная, что такое проза. Многие недоразумения на уроках происходят от непонимания цели, вида речи, отсутствия внутренней структуры в ответе учителю. А если перед тем, как выйти к доске, осознать свою цель на уроке, например, получить «пятерку» или завоевать авторитет среди одноклассников? Поменяется и отношение к подбору материала (не только учебник) и план речи (ответа учителю). Ответ при разном целеполагании будет разным, но всегда осознанным. Так подростки открыли для себя возможности информационной, убеждающей и развлекательной речи. Наконец, разработали и произнесли увлекательное вступление и побуждающее заключение в пятиминутном выступлении. Ведь еще Цицерона советовал: «Речь должна начинаться и завершаться самым сильным аргументом, поскольку необходимо овладеть умами в начале и победить их в конце».

На пятом занятии риторикой начинающие ораторы готовились к первому публичному выступлению. «Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» — Лев Толстой руководствовался этой максимой возьмем же, и мы ее на вооружение. Подготовка речи требует от нас разнонаправленной работы, от глубокого самоанализа, сбора материала до артикуляционной разминки. Начиная с понимания своей внутренней потребности, через нее определить цель, понять интересы публики и выбрать тему, собрать материал и эпистемически систематизировать его, оформив план. Марк Твен сказал: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую речь экспромтом», не пожалеем времени на создание прекрасного произведения искусства – собственной речи. Аутотренинг, дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка обеспечат успех. Ибо: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора», как сказал «Цицерон».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять