О разнообразии культур коренных народов мира узнали юные читатели в ходе познавательных мероприятий

9 августа – Международный день коренных народов мира. О быте, традициях и обрядах коренных народов рассказали юным читателям в библиотеках.

Традиционная культура любого народа уникальна и заслуживает уважения. Она имеет огромное значение, как для самих носителей этой культуры, так и для других народов. В преддверии Дня коренных народов в детской библиотеке № 8 прошли мероприятия по популяризации национальных традиций народов, проживающих в России.

Малыши МБДОУ д/с № 80 совершили увлекательнейшее путешествие по Якутии и узнали о быте северных народов: эвенков, якутов, эвенов. Ребятишки познакомились с героями сказок коренных народов, посмотрев отрывки из мультфильмов. Они узнали почему бурундуки полосатые, карась плоский, а кедровки «худые». Встреча нашла отклик в сердцах детей. Они задавали вопросы, разгадывали загадки, сочиняли свою сказку, и конечно, приняли активное участие в якутских играх. Особенно им понравился якутский новый год, который отмечается летом.  Для учащихся ДОЦ «Цветные ладошки» прошла квест-игра «У нас единая семья». Читатели познакомились с национальными традициями, фольклором, искусством, кухней, костюмами: якутов, бурятов, татаров. Дети отвечали на каверзные вопросы и выполняли непростые задания. Собирали пословицы, объясняли их смысл, отгадывали загадки. Большое внимание было обращено символике народов – гербу и флагу. Ребятишки определяли, какие праздники и блюда свойственны, какому-либо народу, разбирались, как одевались татары, якуты и буряты. Очень детям понравились национальные игры: «Оседлай оленя», «Тюбетейка», «Водопад и ветер, «Подними платок», «Напиток богатырей». Многие сведения о народах и их традициях команды узнавали впервые в ходе выполнения заданий. И это вызывало огромный интерес. Динамичные интеллектуальные и творческие задания квеста позволили глубже узнать культуру разных народов, интересно и с пользой провести время, а также получить заряд хорошего настроения.

Краеведческий час «Из нас слагается народ» провела библиотека № 16 для детей из ДОУ № 68, в ходе которого детям рассказали им о жизни народов Дальнего Востока. Познакомить с их культурой, бытом. Показать книги, в которых собраны предания, обычаи, фольклор малых народов и созданные на этой основе литературные сказки. Когда в Приморье появились русские первопроходцы, они нашли небольшие селения, в которых жили ульчи, удэге, орочи, нанайцы. Сейчас коренных жителей Приморья осталось очень мало, их называют малыми народностями. Чтобы выжить, они занимались охотой и рыбалкой. Это давало им еду и дом. Когда отдыхали, они любили петь, танцевать. Посмотрев видеосюжет, ребята услышали горловое пение и национальную музыку. И смогли ответить на «Хитрые вопросы от удэгейцев». Угадать, кого изображают в танце удэгейцы (чайки, нерпы, медведи, тигры, олени, рыбы).

В книге «История и культура тазов» увидели рисунки орудий охотничьего и рыболовного промысла. Библиотекарь показала, как выглядела ловушка-башмак для добычи крупных копытных животных. «Башмаки» ставились под след на зверовой тропе, где ходили олени, лоси, изюбри. Задачей «башмака» было удержать зверя дор прихода охотника.

Книга «История и культура нанайцев» помогла наглядно представить мастерство нанайских женщин по изготовлению разных видов одежды: халаты, подушки, ковры, туеса, украшения из камней, бересты, меха, рыбьей кожи, дерева. Люди коренных народностей очень талантливы. У них великолепный художественный вкус, зоркая наблюдательность, умение подмечать и удерживать в памяти повадки зверя, пластику полёта птиц и выражать всё это языком орнамента. Дети рассматривали иллюстрации с изображением национальной одежды малых народностей Приморского края.

В заботах проходил день у нанайцев, а вечером вся семья собиралась у костра. Взрослые рассказывали малышам сказки, былины. Например, о духе огня, которого звали Подя. Подя мог находиться в гнилом дереве. Прежде чем срубить такое дерево, к нему обращались с объяснением необходимости его рубки и просьбой к духу-хозяину огня покинуть это дерево. Услышали ребята легенду о том, как костер кормить стали. Современному человеку можно поучиться у представителей коренных народов чуткости, уважению и почтительности к окружающей среде, которые были присущи им.

В России коренные народы населяют территории Сибири, Севера и Дальнего Востока. С народом удэге, его культурой, традициями и обрядами познакомила библиотека № 20 воспитанников старшей группы д/с № 144. Из красочной презентации дети узнали, как выглядят представители этого народа, где живут, чем занимаются. Дети с интересом рассматривали удэгейский национальный костюм, шаманские бубны и чумы, в которых живут представители этого народа. Также дети узнали, что удэгейцы живут в селе Красный Яр и их осталось всего 907 человек. Дошколята с интересом посмотрели танец девушек – представительниц этого малочисленного коренного народа и слушали удэгейскую сказку «Тигр и человек» из книги «Грустный тигр. Сказки коренных народов Приморского края», выпущенную при поддержке Министерства культуры и архивного дела Приморского края.

Дети увлеченно слушали беседу о малочисленных народов, проживающих на территории Приморского края, с его обычаями и культурой, и сделали вывод, что надо уважать его самобытность и сохранять наследие этого народа.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять