13 сентября для девятиклассников школы № 64 библиотека им. И.У. Басаргина организовала занятие в рамках программы «Басаргинская строка». Поскольку это было первое занятие с данным классом, то началось оно с краткого знакомства с биографией и творчеством писателя, чье имя носит библиотека в их микрорайоне, чьи строки будут звучать на каждом из последующих занятий. Так же ребята познакомились с небольшой выставкой его книг.
После просмотра электронной презентации «Приморья яркие пейзажи» с завораживающим разноцветьем красок осени, ребятам была представлена исследовательская работа «Поэтика осенних этюдов И.У. Басаргина». Юный исследователь отметил, что Иван Ульянович хорошо чувствовал то, о чем писал, а слова, вырывавшиеся из его души, звучали выразительно и проникновенно, поэтому и ныне читатели видят яркие и живые образы, созданные им. В приведенных в исследовании осенних текстах И.У. Басаргина автором были выявлены разнообразные средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты, из которых преобладают метафоры, которых писателем было использовано более пятидесяти. Звуковая организация рассматриваемых текстов (система различных звуковых повторов, задающая систему дополнительных связей между словами и строками) вносит в их структуру определенные элементы сказового стиля. И всё это обилие выразительных средств входит в более широкое понятие – поэтику творчества И.У. Басаргина.
После прослушивания информации для закрепления рассмотренной темы, школьники повторили, что такое тропы и стилистические фигуры, а затем, пользуясь таблицами, выписали их из текстов осенних зарисовок И.У. Басаргина.
В завершение занятия познакомились с синквейном – составлением стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек, правилами их написания, с примерами синквейна на тему осени и попытались отразить в пятистишье образ басаргинской осени, например, так:
Осень.
Яркая, шелестящая.
Сияет, сверкает, завораживает.
Любимая басаргинская пора.
Очарованье.
14 сентября в 7 «А» классе школы № 64 было организовано занятие в рамках программы «Читаем И.У. Басаргина», на котором школьники вспомнили, что И.У. Басаргин родился в маленьком таежном селении, где тайга подступала к околице, и знание таежной жизни, проникновение в её особый мир он впитал с детства от своего деда, старшего брата, дядей; познакомились с небольшой выставкой книг писателя. В ходе просмотра электронной презентации «Яркая палитра оттенков осенней природы в произведениях И.У. Басаргина», знакомились с трудными словами, их значением; с словесным и логическим ударением, интонационными средствами, а затем выразительно прочитали первую часть рассказа И.У. Басаргина «Горит тайга», в котором великолепно изображена яркая «приморская осень самоцветов», у которой, как подметил писатель, «для каждого дерева, для каждого листочка – свой редкий камень».
В завершение занятия ребята вспомнили, что такое эпитеты, какие эпитеты относятся к цветовым, выписали их из рассмотренных басаргинских текстов, а затем написали сочинения-миниатюры «Краски приморской осени», одно из которых ученица закончила такими словами: «Цветовые эпитеты и сравнения автора захватывают наше воображение, мы восхищаемся его наблюдательностью».
Такие уроки помогают формировать и очень важное качество: умение кратко выражать свои мысли.