Милосердие и сострадание, вера в чудо и человека в произведениях А.И. Куприна

 

Александр Иванович Куприн – известный российский писатель, его 150-летие отметили в этом году 7 сентября. Александр Куприн написал произведения, которые стали классикой.

Популярность  произведений Куприна не уменьшается, это обусловлено тем, что в них заключены понятные всем вещи. Его произведения необходимо читать всем, кто хочет лучше понимать природу взаимоотношений и мотивы, движущие различными людьми. Они  являются своего рода энциклопедией нравственных качеств и глубоких переживаний  любого человека.

Темы, которые затрагивал в своих произведениях А.И. Куприн, и сегодня волнуют читателя, заставляя его задуматься, «покопаться в себе», оглянуться вокруг и по-новому взглянуть на себя. Читатели разного возраста находят что-то для себя. Дети любят его повести и рассказы о животных – «Белый пудель», «барбос и Жулька», «Сапсан», «Ю-ю», для подростков притягательны «Куст сирени», «Впотьмах», «Гамбринус», «Олеся», «Поединок». Взрослые читатели готовы перечитывать «Гранатовый браслет», «Яма», «Суламифь», «Молох», «Юнкера», «Колесо времени».

 

Книги Куприна вселяют в человека веру в мечту, надежду и любовь. В его биографии переплелись радостные и трагические события, взлеты и падения. Он оставил после себя большое творческое наследие, его произведения продолжают находить отклики в сердцах новых поколений читателей.

Писательская карьера Куприна началась совершенно случайно. Находясь в военном училище, он написал и опубликовал рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой прямо на сцене. Для человека, выбравшего военную карьеру, подобная проба пера считалась неприемлемой — в тот же день за свой литературный опыт Куприн отправился в карцер на двое суток. Неприятный инцидент мог навсегда отбить желание и интерес молодого человека к сочинительству, но этого не произошло — Куприн случайно познакомился с Иваном Буниным, который помог ему найти себя в литературе.

Переживания и накопленный жизненный опыт, полученный в учебных военных заведениях и на службе, Куприн передаёт в своих произведениях через образ «маленького» человека, угнетаемого оскорбительно чужой и враждебной ему средой. Тема угнетения и оскорбления «маленького» человека передаётся в повести «Поединок», рассказе «Дознание», а также в раннем произведении Куприна – повести «На переломе». В повести «На переломе» Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, косность начальства, отчаянную тоску по семье и дому.

Тема насилия над человеком, царящем в общества, а точнее критика Куприна в адрес интеллигенции представлена в рассказах «Убийца», «Обида», «Бред» и сказке «Механическое правосудие». Эти произведения связаны общей идеей протеста против насилия над человеком.

Актёрская деятельность Куприна способствовала написанию произведений о цирке, о простых и благородных людях – борцах, клоунах, дрессировщиках, акробатах. Этой теме посвящено несколько новелл и рассказов Куприна: «Ольга Сур», «Дурной каламбур», «Белый пудель».

Одной из распространённых тем в творчестве А. И. Куприна является тема природы, любви и уважения к окружающему миру. Среди рассказов Куприна есть несколько про окружающий мир, где героями становятся самые обычные животные, которые на страницах произведения превращаются в героев. В творчестве Куприна среди рассказов, повествующих о животных, выделились рассказы «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Изумруд», «Ральф», «Ю-ю», «Слон». Эти рассказы были написаны автором в разные годы, однако они объединены общей идеей – показать читателям возможности и способности животных, их достоинства и качества.

Не менее важной стала тема любви и романтических чувств. «Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины…» – именно в таком понимании раскрывается тема любви в раннем рассказе Куприна «Странный случай», а позднее в «Гранатовом браслете». О теме любви в повести «Гранатовый браслет» писал К. Паустовский: «… любовь существует как неожиданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь, среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».

Куприн много писал о детях и для детей. Он обращался с ними по-дружески и считал, что с ними нельзя обращаться легкомысленно, по-шутовски. Писателем создано более 20 рассказов о детях, в каждом из которых есть нравственное начало, мораль, вера в человека и его будущее, например, как в рассказе «Чудесный доктор». В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится бороться с равнодушием, бессердечностью, злом. А. И. Куприн заставляет поверить в то, что чудо всегда рядом.

Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.

В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи. Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой. Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».

Для детей написаны и другие рассказы писателя: «Детский сад», «На реке», «Тапер», «В недрах земли», «Конец сказки», «Фиалки», «Храбрые беглецы» и другие. Вклад Куприна в русскую детскую литературу огромен, он и ныне остается одним из самых популярных детских писателей в мире.

К. Паустовский, сказал о А.И. Куприне: «Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять