Деятельность профессиональных коллективов, военных театров, ансамблей, оркестров в Дальневосточном регионе в 20-е 30-е годы занимала важное место в культурной жизни Дальнего Востока. Театр становится значительным и ярким явлением, одним из определяющих факторов идеологической сферы жизни общества.
Профессиональные театральные коллективы начали посещать Дальний Восток с 1890-х г., то есть в период возникновения устойчивого зрительского интереса к театральным постановкам.
В годы русско – японской войны ситуация изменилась. Война стала толчком активизации всей жизни региона, в том числе и сферы искусства.
В этот период активно развивалась театральная жизнь города Владивостока. Он стал центром театральной культуры дальневосточного региона. Приглашались творческие коллективы, ставились драматические произведения, наиболее популярные в то время.
Главными факторами, влиявшими на рост театральной сети, являлось увеличение численности населения города на 30 % за годы войны за счет миграции из центральной части страны. Это способствовало количественному росту публики и позволяло увеличить не только число театральных площадок, но и разнообразить репертуар творческих коллективов.
Начало ХХ века для России стало переломным этапом, поскольку существовавшая ранее форма правления в виде абсолютной монархии пришла в упадок, а попытки ее трансформации не только не привели к стабилизации, но еще более усилили политический кризис в стране и, как следствие, произошедшие в 1917 г. революции привели к кардинальным переменам во всех сферах жизни общества.
Состояние театрального дела в годы Гражданской войны в городах Дальнего Востока в немалой степени обусловливалась характером установившихся политических режимов, но в целом носило черты, сложившиеся в регионе к 1917 г.
К 1917 году в регионе уже сложилась определённая театральная культура. Параллельно развивалось два направления театрального искусства – любительский и профессиональный театр.
Так к 1918 году на территории Владивостока действовало 12 театральных площадок, наиболее известной из которых являлся театр «Золотой рог», дававший спектакли на протяжении всего театрального сезона. Были в городе и временные театры, работавшие в летний период: «Пушкинский театр», «Городской театр».
Наряду с профессиональным театром на территории ДВР продолжалась деятельность самодеятельных творческих коллективов. С целью поддержки государство освобождало их от уплаты налогов со спектаклей и концертов при условии, что «более половины отчислений с каждой постановки шло на культурно-просветительские цели».
Советские органы власти, первоначально наблюдая рост различных направлений в искусстве, активизацию творческой деятельности национальных групп, решают сделать искусство частью общепартийного дела.
Так в театральной сфере Дальнего Востока в 20-е годы обозначились новые приоритеты, которые сводились к процессу огосударствления театров, смене репертуара, привлечению народных масс в театр, ликвидации антрепризы.
Кищик Елена
Использованная литература:
- Гамалей С.Ю. Кищик Е.В. Основные направления государственной политики в области театрального дела на Дальнем Востоке в 1920-е–1930-е годы. // Известия Восточного Института, 2023, № 3. С. 94-104.
- Дымникова А. И. Становление системы государственного руководства в CCCР (1921–1928 гг.). Л.: ЛГИК, 1988. 55 с. С.12
- Кандыба В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1859–1838 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 412 с. С.102
- Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока 1917 – 1922 гг. Владивосток, 1998. СС. 12-64
- Шавгарова А.В. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке (1860 -1890) // История культуры Дальнего Востока России XIV — нач. XX века. Владивосток, 1996. С.193