«Авангард искусства: становление театрального дела в Приморье». Мастерская изобретателя

Деятельность профессиональных коллективов, военных театров, ансамблей, оркестров в Дальневосточном регионе в 20-е 30-е годы занимала важное место в культурной жизни Дальнего Востока. Театр становится значительным и ярким явлением, одним из определяющих факторов идеологической сферы жизни общества.

Профессиональные театральные коллективы начали посещать Дальний Восток с 1890-х г., то есть в  период возникновения устойчивого зрительского интереса к театральным постановкам.

В годы русско – японской войны ситуация изменилась. Война стала толчком активизации всей жизни региона, в том числе и сферы искусства.

В этот период активно развивалась театральная жизнь города Владивостока. Он стал центром театральной культуры дальневосточного региона. Приглашались творческие коллективы, ставились драматические произведения, наиболее популярные в то время.

Главными факторами, влиявшими на рост театральной сети, являлось  увеличение численности населения города  на 30 % за годы войны за счет миграции из центральной части страны. Это способствовало количественному росту публики и позволяло увеличить не только число театральных площадок, но и разнообразить репертуар творческих коллективов.

Начало ХХ века для России стало переломным этапом, поскольку существовавшая ранее форма правления в виде абсолютной монархии пришла в упадок, а попытки ее трансформации не только не привели к стабилизации, но еще более усилили политический кризис в стране и, как следствие, произошедшие в 1917 г. революции привели к кардинальным переменам во всех сферах жизни общества.

Состояние театрального дела в годы Гражданской войны в городах Дальнего Востока в немалой степени обусловливалась характером установившихся политических режимов, но в целом носило черты, сложившиеся в регионе к 1917 г.

К 1917 году в регионе уже сложилась определённая театральная культура. Параллельно развивалось два  направления театрального искусства – любительский и профессиональный театр.

Так к 1918 году на территории Владивостока действовало 12 театральных площадок, наиболее известной из которых являлся театр «Золотой рог», дававший спектакли на протяжении всего театрального сезона. Были в городе и временные театры, работавшие в летний период: «Пушкинский театр», «Городской театр». 

Наряду с профессиональным театром на территории ДВР продолжалась деятельность самодеятельных творческих коллективов. С целью поддержки государство освобождало их от уплаты налогов со спектаклей и концертов при условии, что «более половины отчислений с каждой постановки шло на культурно-просветительские цели».

Советские органы власти, первоначально наблюдая рост различных направлений в искусстве, активизацию творческой деятельности национальных групп, решают сделать искусство частью общепартийного дела. 

Так в театральной сфере Дальнего Востока в 20-е годы обозначились новые приоритеты, которые сводились к процессу огосударствления театров, смене репертуара,  привлечению народных масс в театр, ликвидации антрепризы.

Кищик Елена

Использованная литература:

  1. Гамалей С.Ю. Кищик Е.В. Основные направления государственной политики в области театрального дела на Дальнем Востоке в 1920-е–1930-е годы. // Известия Восточного Института, 2023, № 3. С. 94-104.
  2. Дымникова А. И. Становление системы государственного руководства в CCCР (1921–1928 гг.). Л.: ЛГИК, 1988. 55 с. С.12
  3. Кандыба В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1859–1838 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 412 с. С.102
  4. Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока 1917 – 1922 гг. Владивосток, 1998. СС. 12-64
  5. Шавгарова А.В. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке (1860 -1890) // История культуры Дальнего Востока России XIV — нач. XX века. Владивосток, 1996. С.193

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять