Детских книг в мире не так уж мало. Обычно это короткие сказки, поучительные рассказы, стихи, картинки с подписями. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие остаются в памяти. Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но эти книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит к счастливой категории авторов, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей и впервые вводят в их жизнь литературу.
11 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Евгения Чарушина и 12 ноября в библиотеке №8 малыши из детского сада №80 знакомились с творчеством этого изумительного художника-натуралиста и писателя. Женя Чарушин на детских фотографиях хоть и выглядит серьезным пай-мальчиком, в действительности же обожал шалить. И потом уже, будучи взрослым, состоявшимся человеком, сохранил в себе эту игривость, любовь к шутке и был настоящим мастером обаяния, влюблял в себя, а эта способность как раз от игривости, от сохранившейся с детства спонтанности натуры. Рисуя зверей, художник тоже обожал изображать их в детстве, когда они еще шаловливы, трогательны. Детсадовцам добродушный мальчишка, который любит баловаться, гораздо понятнее послушного ребенка, а уж озорные медвежата, разбирающие трубу на крыше дома в деревне или карабкающиеся по палке швабры, и вовсе только умиляют. Хотя детворе пока все это смешно и не кажется, например, опасным то, что кирпич, спущенный медведем с крыши, мог пролететь не мимо носа художника, а упасть ему прямо на голову. Но также и тому ребенку, который смеется с того, как играются в книге чарушинские дог Харлашка и волчонок Прошка, невдомек, что кроме веселого у страстного любителя зверья было и много такого, от чего совсем не до смеха. Тот же Прошка с Харлашкой разворотили всю квартиру у Чарушина, а когда Харлашку отдали, волчонок тосковал по другу и выл по ночам, тогда горемыку забирали к себе постель, а постели он опять начинал дурачиться и баловаться.
Раскрашивали детсадовцы так же зверят Чарушина: цыпленка и кабанчика. Причем, цыпленок на раскраске был без четкого контура, рисовать надо было шар из пуха на ножках. И тут выяснилось, что кому-то из детворы очень хочется, чтобы у фигурки был определенный, четкий контур, а кому-то нет. Так же вышло и с прелестным мультфильмом Алексея Демина «Тихая история», кому-то из детей он показался неинтересным, а кому-то очень трогательным.
Дети подготовительной группы детского сада № 117 стали участниками литературно-игровой программы «Волшебный мир зверей и птиц», подготовленной библиотекой № 9 к юбилею писателя.
Познакомились с удивительно интересными моментами жизни писателя. Узнали, что писатель рисовал в определённой технике, характерной только для него. Именно благодаря этой манере рисования его невозможно спутать с другим художником.
Прослушав «Страшный рассказ», дети нарисовали ежика, который напугал героев рассказа. Они попробовали себя в качестве художника-иллюстратора, используя приёмы Евгения Чарушина. У всех получились абсолютно разные колючие ёжики, а ярким акцентом, украсившим рисунок стали яркие осенние листочки разных деревьев из цветной бумаги. Получились замечательные осенние ёжики, как напоминание что скоро осень закончится.
Дошколята из детского сада № 20 знакомились в библиотеке № 2 с биографией писателя и его книгами, в которых всех животных нарисовал он сам. Дети узнали, что картинки в книгах называются – иллюстрациями, а тех, кто рисует – художниками-иллюстраторами. Важно было познакомить ребят с творчеством Е.И. Чарушина именно в младшем возрасте. Привить им любовь, чувство сострадания, бережно относится к окружающему миру.
Библиотеке № 20 познакомила воспитанников из ГКПД «Волшебная страна» с творчеством писателя. Дошколята с увлечением листали и написанные, и иллюстрированные художником книжки. А ещё все вместе отметили Синичкин день, который приходится на 12 ноября и отмечается на Руси с давних пор. По приметам, к этому сроку птицы, подбираются ближе к жилью, где больше корма, поэтому принято делать птичьи домики и кормушки. Малыши с удовольствием совершили виртуальную прогулку в лес и послушали пение синичек, а в конце занятия сделали поделку из цветной бумаги «Птичка — синичка».
Библиотека № 4 познакомила первоклассников из группы продленного дня школы № 22 с книжной выставкой «Художник весёлый и добрый», прочли вслух рассказы «Почему Тюпа не ловит птиц», «Кот Епифан», «Лисята», «Волчишко». Ведь это настоящая лесная школа, здесь взрослые птицы и звери учат своих детёнышей выживать, прятаться, себя спасать. Изображая каждое животное, Чарушин даёт емкие и точные замечания, формулировки поведения и нрава: лисята-ловкачи, сорока болтливая, воробьи крикливые, рысёнок игривый и любопытный. Заочно ты чувствуешь характер, повадки и движения изображаемых зверей и птиц, дополняя образную картину своими неповторимыми иллюстрациями, выполненными жёсткой кистью. Ребятам было предложено проиллюстрировать услышанные рассказы, но так как не все художники, мы выполнили эту работу при помощи копирок. Дети обвели (перевели) при помощи копирки трафареты животных. Первоклашки сказали, что перевести рисунок очень точно – это сложный и кропотливый труд, а чтобы придать рисунку цвет и вдохнуть в картинку жизнь надо постараться подобрать нужные цвета и сделать гуашью такие же мазки, как у Чарушина.