Проект «Время читать» — это увлекательное чтение для детей и подростков.
В списках внеклассного чтения для учащихся 9 классов предложен роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Автор этого произведения американская писательница и педагог Бел Кауфман родилась в столице Германии Берлине в 1911 году. Настоящее имя Белла Михайловна Койфман. Ее родители были известные в Америке литераторы и журналисты, до начала первой мировой войны, проживающие в Одессе, а в 1922 году перебравшиеся в Нью Йорк, где будущая писательница окончила колледж, а в 1934 году Колумбийский университет и получила диплом магистра литературы. По материнской линии Бел Кауфман приходиться внучкой, популярному еврейскому писателю Шолом-Алейхему.
Долгое время писательница работала учителем английского языка в школах Нью Йорка, позже в городском университете. Первые пробы в литературе приходятся на конец тридцатых годов, когда Койфман публикует короткую прозу, а с начала сороковых публикуется в журнале Esquire уже под псевдонимом Бел Кауфман. Мировую известность автору принесла книга «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Вот как Бел Кауфман пишет о рождении этого романа: «Это была случайность. Я никогда не собиралась писать романы. Писала короткие рассказы и преподавала английский язык и литературу. Однажды направила в журнал трехстраничный рассказ «From a teachers waste basket» — это о том, что содержат выброшенные учителем ненужные бумаги. Рассказ сразу же опубликовали. Редактор журнала пригласила меня на ланч и предложила написать на основе этого рассказа роман. Я сперва категорически отказывалась. Говорила, что я учительница, что не пишу романы. Но издательство пообещало аванс, а я очень нуждалась в деньгах… Я не смогла отказаться — взяла аванс и быстро его истратила. Что оставалось делать? Пришлось сесть за роман. Если бы не все эти вынужденные обстоятельства, то никогда не написала бы «Лестницу». Трудилась я девять-десять месяцев. Настроение было такое, что даже в самых смешных местах слезы капали на страницы. Название «Up the down staircase» — метафора: ученик стремится вверх, а школьная администрация толкает его вниз. Помню, я тогда очень боялась, что после опубликования романа меня выгонят из университета, лишат должности, так как я высмеивала администрацию. А вышло всё наоборот. В один прекрасный день я, как лорд Байрон, проснулась знаменитой. Роман вышел в 1964 году, но его все еще печатают и продают. «Лестница» до сих пор не заржавела». Сама Бэл Кауфман прожила долгую и активную жизнь, скончалась в 2014 году в Нью-Йорке, США.
О чем же этот роман, получивший мировое признание? Это произведение о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы и начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается словами «Привет, зубрилка!». Между этими двумя репликами письма, письма, письма — крики людей, надеющихся, что их услышат. И именно такое переплетение писем, циркуляров и распоряжений, отрывков из сочинений создает впечатление, что ты сам находишься в одном из классов нью-йоркской средней школы им. Калвина Кулиджи. Начинаешь запоминать фамилии учеников, проявляется симпатия к молодой учительнице Сильвии Баррет. Чувствуешь, как сложно ей дается каждый день, читая переписку с подругой Мэтти и учителем Беатрис Шехтер. Молодой педагог пытается противостоять хаосу и неразберихе в этой школе, бюрократической машине и старается изменить судьбу хотя бы одного подростка – самого недисциплинированного парня в школе Джо Феррона.
Название книги подсказала докладная записка начальника административного отдела: «Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью». Эта формулировка и оказалась метафорой — человек идет против движения, бунтует против системы».
Несмотря на то, что книга была написана более полувека назад в США, проблемы, которые в ней затрагиваются, актуальны и для современной российской школы.
В тексте много страниц, над которыми смеешься. Иные вызывают слезы. Но сквозь смех и слезы роман показывает, что до детей можно «достучаться» только если их любить и понимать, причем и то и другое вместе. А работа учителя важна и ответственна. Вот высказывание коллеги Пола Барринджера: «Учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным…».
Добрая, искренняя и жизнеутверждающая история про взаимоотношения в школе и даже если вы не любите читать про школу, стоит прочитать – это интересно.