В преддверии Дня защитника Отечества библиотека № 8 публикует серию текстов, где мужчины делятся воспоминаниями о службе в армии, учебе в военном училище, рассказывают о воспитании юнг. Крапивинских юнг — именно такое определение хочется дать воспитанникам детской морской флотилии «Варяг». Судьба таких детских учреждений сейчас неопределенна, потому что 1 января 2021г. вступил в силу приказ о пожарной безопасности, согласно которому цокольные и подвальные этажи запрещается использовать для организации детского досуга. А детские образовательные и досуговые учреждения по документам, как правило, располагаются именно в цоколе. Каждый в детстве, наверняка, ходил в такой клуб, а кто в юности попал под обаяние миров В. Крапивина, может быть, узнавали в воспитателях и преподавателях клуба образы Лоцмана или Командора. Руководитель ДМФ «Варяг» Василий Самочков рассказал о своей работе, о жизни «варяжцев».
— Василий, я знаю о вашей флотилии от моей знакомой, ее сын ходил к вам в клуб. Занимался фехтованием, морские узлы вязать учился, смотрели фильмы и записывали лекции об истории военного флота. Кажется, были уроки на море?
— Судовождение. Медицинская подготовка базовая. Маскировка, тактическая подготовка, знание топографии, которая входит в боевую подготовку, знание элементов оружия и как с ним обращаться.
— Когда вы были подростком, вы тоже ходили на такие же занятия?
— Когда я был подростком, я занимался во флотилии «Восток» на Вязовой, 9. Я был юнгой, отходил около шести лет. Закончил занятия, поступил в техникум ДВМУ г. Находки. И у меня уже тогда появилась мечта стать руководителем. Я был несколько не согласен с действующей на тот момент властью флотилии «Восток», где я был юнгой, а затем стал педагогом. Потом меня совместителем поставили сюда. Потом полностью поставили в «Варяг». И вышло так, что я стал руководителем флотилии «Варяг».
— Вы были хулиганистым юнгой?
— Если я был в форме, я был образцово-показательным. Для меня форма это все. Сейчас нет такого, что вот мальчик надел форму и уже не бегает. В мое время это еще было гордостью. Я и по сей день с гордостью, с радостью ношу. Некоторые говорят: «Ты, наверное, еще не наигрался. Тебе в армии мало было формы». Нет, я считаю, мужчину форма всегда украшает, но главное, как он ей соответствует.
— А ваши юнги бывают недисциплинированными? Вас-то понятно, форма сдерживала. Или у вас в «Варяге» вообще не побалуешь?
— Естественно, им объясняется честь мундира. Они принимают присягу. Это не военная присяга, но раз уж принял, то неси ответственность.
— Что вы делаете с замкнутыми детьми? Разные ведь приходят ребята
— Да, разные приходят. Стараемся вытягивать. Бывает такое, что приходят ребята, да, им сложно и все равно все общаются мало-мальски, но мальчишка один есть, который уходит в соседний класс и там сидит. Тогда стараешься поговорить с ним. Он вернется, вроде что-то сделает, но это другим не понравится. Стараемся объединять занятиями, общим делом.
— Когда вы были юным, не было смартфонов, наверное. Не залезешь в телефоне в мессенджер, в интернет. Сейчас детей сложнее сконцентрировать, они все время в телефон вниманием уходят.
— Безусловно, если бы можно было на время уроков сдавать телефоны — было бы проще. Но мы не имеем такого права. Стараемся заинтересовать. Сейчас во флотилии осталось только двое: я и еще одна женщина. Было пять сотрудников, но сказалось снижение заработной платы. Я все внимание стараюсь их привлечь: историю преподавать нескучно, находить исторические справки, какие-то фотографии показывать. Но все равно видно, что в телефонах сидят.
— Вы в перечень предметов имеете право вносить какие-то изменения?
— Я сам писал программу учебную на год. Я так рассуждаю: что я хотел бы в этом учебном году видеть, какие дисциплины надо внести, какие убрать. Я стараюсь каждый год модернизировать, чтобы ребятам было интересней.
— Вот мы с вами беседуем в субботу, вы на работе, такое ощущение, что у вас выходной только один — воскресенье.
— В связи с тем, что ушли сотрудники, естественно, что я здесь нахожусь каждый день. Это никак не компенсируется. Это только мое стремление, желание. Вот ушел педагог по истории, и теперь ребята будут два дня в неделю где-то слоняться по улице. Так они пришли, я им рассказал тему, мы с ними обсудили эту тему, попили чай, они мне задали какие-то вопросы. Я не историк, я судоводитель, но, тем не менее, на следующий урок я подготовил им ответы на эти вопросы, чтобы обсудить биографии Гека, Корсакова, Линдгольма, Муравьева-Амурского, Невельского и прочих судоводителей, моряков, личностей, которые внесли вклад в развитие Дальнего Востока.
— Как детям пригодится то, что вы им даете? Та же азбука Морзе?
— Но у нас в этом году среди дисциплин есть «этикет» и «юный корреспондент». Статьи пишут с педагогом, которая работала корреспондентом. Телеграфия требуется на судах, в учебных центрах. Например, войсковая часть на Вязовой, они до сих пор занимаются азбукой Морзе. Потом, есть так называемая «Охота на лис» или спортивная радиопеленгация, это просто подвижный спорт, чтобы выйти с передатчиком, услышать «лису», добежать самым первым, отметиться на ней. Что касается истории флота России, я считаю, надо знать историю хотя бы того места, где ты живешь. Знать годы Великой Отечественной войны, и чем они отличаются от Второй Мировой. Знать, когда флот был основан. Я потому учебную программу и перерабатываю, чтобы находить, что в жизни им может пригодиться.
— То есть, к поступлению в ВУЗ или еще куда-нибудь, у них уже будет багаж какой-то.
— Мы даем определенную характеристику. Морские учреждения берут с ней охотно.
— Это еще и самостоятельность. Вы ходите с палатками на Рейнеке.
— Совершенно верно. Палаточный лагерь. В прошлом году было тяжело из-за ограничений. Но никто не пострадал, никто не заразился. Лагеря у моря полезны, морской воздух.
— Что у вас там за грохот все время пока мы разговариваем? Приборы какие-то?
— Ученик готовит чай. Другие ребята сейчас подойдут, и мы будем заниматься телеграфией.
Текст: Наталья Григина. Фотографии из архива ДМФ «Варяг».