Художники о творческом процессе: Евгения и Василий Галактионовы

На полках с краеведческой литературой владивостокской городской библиотечной сети есть исторический альбом «Сражаясь за Родину» издательства «Русский остров». Почти все иллюстрации в этом альбоме выполнены Евгенией Галактионовой, художница сотрудничает также с издателями из других городов. Евгения называет страной своего сердца Японию, знает все фильмы Куросавы, черпает вдохновение в черно-белом кино 40-х — 60-х годов и принимает участие в анимационных проектах мужа. Василий Галактионов — тоже художник, его совместная с Захаром Воробьевым выставка в Арт-этаже «Захар и Вася» в 2012 году просто взорвала творческую жизнь города. Сейчас за плечами художника уже несколько персональных и совместных выставок и больше десяти анимационных фильмов. Вся анимация Василия сделана в технике перекладки, процесс происходит на компьютере: к деталям привязывается скелет, и они двигаются. Куратор анимационных проектов Надежда Свирская отзывается о творчестве Галактионова с большой симпатией: «Фильмы Василия самобытны. Анимация у него идет от его художественного восприятия, он именно что художник, у него классные композиции, работа с цветом. И общий абсурдистский подход к историям мне лично очень импонирует. Здорово, что движения у его персонажей странные, неправильные, не диснеевские. И да, что-то наивное в этом есть, но это тоже плюс к авторскому стилю. Ну и, конечно, сами истории абсолютно дикие, в хорошем смысле. Сюрреалистичные, очень крутые и необычные. В российской анимации такого очень мало, обычно все пытаются разжевать. А тут свобода, остроумие, парадокс».

Сотрудник библиотеки №8 Наталья Григина побеседовала с четой талантливых художников на довольно бессмысленную тему — о творческом процессе, и вот что из этого вышло.

 

НГ: Вася, ты мне сейчас показал свой новый фильм «Андердог». В твоих предыдущих фильмах я всегда в титрах видела только твою фамилию и Жени, твоей жены. А здесь, получается, еще Василий Алленов, по его рассказу.

ВГ: В «Алконосте» он в титрах тоже был. Он текст написал для «Алконоста»

НГ: Для песенки?

ВГ: Да. У нас есть группа «Завтра»: мы там втроем играем, основная часть музыки у Жени, тексты Васи Алленова и он поет.

НГ: Женя, много где в фильмах ваш вокал.

ВГ: В «Мошках» мой! И текст там тоже мой, а Женя — клавиши.

НГ: Надежда Свирская сказала про ваши фильмы, что в них не разжевано, а наоборот абсурд и парадокс и это классно. А в новом фильме, в этом «Андердоге» получается, история…

ВГ: Разжеванная.

НГ: Есть логическая последовательность: завязка, кульминация, развязка. Изменили себе?

ВГ: В «Воскрешении» тоже такая же схема, все там понятно, связная история.

НГ: «Воскрешение» — это ваш первый фильм?

ВГ: Второй. Первый – «Пионеры»  , там, где они поют.

НГ: Там, где порт, ВМТП?

ВГ: Это уже третий или четвертый, «Паучья спора», первая и вторая часть. А «Пионеры» — самый первый мультик.

НГ: «Пионеры» и «Паучья спора» между собой связаны? Один персонаж фигурирует?

ВГ: Там совсем разные персонажи, разные пионеры.

ЕГ: «Пионеры» — больше маргинальный, где батареи тащат. Это мультик про то, как растаскивается наше наследие советское.

ВГ: Просто Женя песенку придумала, и у меня какие-то образы возникли, как это можно передать.

ЕГ: Это часть нашей истории, спорная может быть, но все равно это наше наследие, мы в этом выросли и те, кто сейчас это растаскивает, батареи откручивает, они же все были пионерами. Куда делась-то эта система пионерских ценностей, хотя прошло немного времени? Все, чем жило целое поколение, куда-то исчезает. Хотя должно быть наоборот ведь, если человек воспитан с ценностями, он их передает дальше. А мы живем в обществе потребления.

НГ: Погодите-ка, я то еще была пионеркой чуть-чуть, а вы-то моложе меня.

ВГ: Мы не были пионерами.

ЕГ: Дело не в том, что мы не были пионерами. Дело в том, что были же такие ценности: дружба, любовь, взаимовыручка. Это высокие ценности, высокие идеалы. В 90-е все исчезло быстро. Мне вообще странно смотреть на материализм русского человека сейчас. Откуда он к нам пришел? Русскому человеку это не нужно. Вещизм русскому человеку противопоказан, нам нужна высокая идея.

ВГ: Где ты возьмешь такую идею, Жень?

НГ: Я в интервью с Ренатой Литвиновой услышала такую фразу: «Когда монтируешь фильм, он тобой сам управляет, живет своей жизнью. И сам тебе сообщает, что эту сцену нельзя оставить, а это, хоть и нелогично, но надо соединить и это будет правильно».  А у вас такого не бывает? Или у вас нет как такового процесса сборки фильма?

ВГ: Он сочиняется и собирается постепенно. В «Андердоге» я до конца не знал, что будет. Последняя сцена, изначально думал, будет другой.

НГ: И получается, мультфильм сам себя по-своему повел, тоже как живой организм?

ВГ: Есть рассказ, и есть фильм по нему, и они отличаются

НГ: Как так получилось, что вы разделяете этот мир друг с другом. К примеру, есть художники Осиповы, они пишут картины, но у них на картинах реальность, они понятные. А у вас-то сюрреализм. Как так произошло, что вы стали вместе это делать, разделять этот бред?

ЕГ: Я вообще противник бреда, но я принимаю Васю со всем его этим бредом полностью. Его бред для меня органичный, это его право художника. Но я считаю своей задачей немного это уравновесить возвышенной красотой, своим голосом, чтобы была гармония бреда и не бреда. Чтобы во всем этом каламбуре было что-то такое гармоничное. А так я-то в этом бреде не участвую, не рисую сам бред, это же Васины мысли.

ВГ: Траву в «Андердоге» нарисовала Женя.

ЕГ: Я сторонник классики, чистоты, возвышенной красоты. Но я понимаю, что мир состоит из того и из этого.

НГ: Бэкграунд, я так понимаю, у вас общий: учились вместе, одногодки, одни преподаватели, вместе играли на концертах в театре «Белая лошадь» «Перекрестка». И вот теперь содержимое твоего «чулана», Вася, мы можем все видеть.

ВГ: Я просто нашел способ (смеется). История в мультфильме появляется из музыки.

НГ: То есть первична музыка?

ВГ: Чаще всего. Даже для мультика «Андердог» вначале была музыка, чтобы мне по времени как-то ориентироваться. И от музыки картинки возникают. И предыдущие работы тоже. Допустим, минутные мультики, там тоже вначале была музыка, мне под нее надо было ориентироваться.

НГ: А я-то думала, что у тебя сперва появляется визуальный образ, а потом от него остальное разматывается.

ЕГ: Вначале песня.

ВГ: Только в «Паучьей споре-1» и «Паучьей споре-2» сюжет у меня с самого начала уже был. «Воскрешение» — смешанное, музыку сочинял в процессе, думал над ней параллельно сюжету.

НГ: Про любовь у вас есть история?

ВГ: «Мошки».

НГ: А «Холод»?

ВГ: Это клип на песню группы «119 подвал». Ребята из Находки прислали песню и спросили: «Можешь сделать видео?». Я сказал, что нужно послушать. Послушал и какая-то история сразу возникла, нормально.

НГ: А как происходило согласование клипа?

ВГ: Я нарисовал эскизы, раскадровку того, что будет.

НГ: Жень, у тебя есть к какому-то из мультфильмов, особое, трепетное отношение?

ЕГ: Там, где есть я – там трепет (смеется). Да к каждому, наверное. Это же целый пласт жизни, когда засыпаешь с этим, просыпаешься, постоянно в этом варишься, десять раз на день это смотришь, переслушиваешь. Так что не могу сказать, что какой-то из всех лучший для меня.

НГ: Не бывает раздражения, когда фильм понимается не так, как вы бы хотели, чтобы он был понят?

ВГ: Мне без разницы. А как его можно понимать? Я и сам иногда не понимаю, как он должен быть понят.

НГ: Но ведь могут сказать: «О, эти Галактионовы, что за фильмы они делают – это же кошмар!».

ВГ: Бывает такая реакция у некоторых взрослых. Но детям в библиотеке понравилось «Воскрешение», школьникам, второй класс.

НГ: Можно ли сказать, что все ваши фильмы – это Владивосток, сюрреалистичный, но все-таки узнаваемый?

ВГ: В «Воскрешении» там Москва и Вашингтон.

НГ: Я думала, там вообще на другой планете происходит все, когда дракон дерется и два женских существа.

ВГ: Это Вашингтон. Там же потом из грунта выезжает Капитолий.

НГ: Это продолжение твоих снов – то, что ты рисуешь?

ВГ: У меня обычные, бытовые сны.

 

 

Василий Галактионов на канале YouTube

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять