Библиотека продолжает лингвистические практикумы для школьников по текстам писателя И.У. Басаргина

 

12 апреля  с учащимися 7 «А» класса МБОУ «СОШ № 64» было проведено занятие, на котором закрепили теоретические знания о прямой и косвенной речи на практике, работая с текстами автобиографических произведений И.У. Басаргина (рассказ «Солнечная дорога» из сборника «Открытие миров», рассказы «Первая тропа», «Вулкан – победитель змей» и др.)

Началось занятие с вводной беседы, в ходе которой подчеркнули, что речь героев Басаргина – живая разговорная речь, в ней много диалектных, просторечных слов и выражений, слов и выражений, используемых охотниками и таёжниками. Это помогает автору создать более точные психологические портреты героев – таежников, крестьян, рабочих, простых, обыкновенных людей из народа для которых характерно использование прямой речи. В рассказах Басаргиным используются диалоги, внутренний монолог героя, внутренняя речь персонажа (прямая «чужая» речь) и практически не использует предложения с косвенной речью – сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение).

Далее, в ходе беседы, сопровождающейся просмотром слайдов мультимедийной презентации, повторили, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи; каковы структурные элементы прямой и косвенной речи; как правильно расставить знаки препинания в прямой и косвенной речи. Затем выполнили задание по карточкам и задание на замену прямой речи косвенной в отрывках их рассказов И.У. Басаргина. Работа проводилась индивидуально и в парах. Акцентировать внимание на важных моментах позволило озадачивание школьников проблемными вопросами по ходу занятия.

Беседа-практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; побуждает их формировать мысли в виде законченных суждений; развивает умение слушать других. Кроме того, обращение к автобиографической прозе на данном занятии позволило вновь вернуться к некоторым фактам биографии писателя; увидеть в автобиографическом тексте индивидуальные черты его личности; ощутить своеобразный таежный колорит благодаря наличию в живой разговорной речи героев диалектизмов и просторечий.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять