Наверное, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не испытал на себе агрессивные действия со стороны другого человека. Агрессия – разрушительная эмоция, которая разрушает внутренний мир человека и портит взаимоотношения с другими людьми. Главная причина ее возникновения — это эмоции: обида, боль, страх. Часто ребята не умея справиться с этими эмоциями толкаются, отбирают друг у друга игрушки, обзываются и дерутся.
С помощью драки ребят не только ищут способ разрешить межличностный конфликт, но и пытаются утвердиться в детском коллективе, как в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Разобраться с проблемой детских драк, выявить их причины собрались 10 сентября в Библиотеке 16 ученики ООШ № 1. Беседа-диалог организована в рамках цикла мероприятий по книготерапии.
Разбирая различные ситуации, ребята определили, что причинами драки могут быть такое желание как утвердиться за счет слабого, завышенная самооценка, защита личных вещей, возникают драки и от безделья, желания посмотреть, что из этого выйдет.
Ребята по-разному реагируют на драку – одни молча переносят оскорбления, другие ищут защиту у учителя или родителей, некоторые плачут, но большинство детей не спускают обиду своему обидчику и вступают в драку, отстаивая свое достоинство.
Раскрывая сущность «добра» и «зла» научились видеть эмоциональный мир человека по мимике, жестам, посмотрев мультфильм «Приключения кота Леопольда». Определили, что у человека может быть разное «настроение», прочитав рассказ «Потерялась девочка» Г. Демыкиной. Научились анализировать поступки, находить причину конфликта с помощью сказки Л. Киселева «Как поссорилась Иголка с Ниткой» и стихотворением В. Лифшица «Два козла». Определяя свое эмоциональное состояние, обратили внимание на то, что у человека есть характер, который диктует ему определенное поведение. Не всегда черты характера бывают положительными, например, упрямый характер, доставляющий неприятности, как у лягушонка в стихотворении С. Михалкова «Упрямый лягушонок».
Любая драка всегда сопровождается как физической, так и эмоциональной болью, поэтому ребята учились понимать чувства людей, посмотрев мультфильм «Ссора». Учились доброжелательности, прочитав стихотворение Н. Юркова «Поверь мне», учились анализировать свое поведение в конфликтной ситуации с помощью рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг», а справляться с эмоциями в возникшем конфликте помог рассказ В.Осеевой «Отомстила».
Заканчивая встречу, обратились к народной мудрости, прочитав притчи «Будь счастлив!» и «О борьбе двух волков», при этом отметили, что нельзя забывать о том, что пострадавший нуждается в поддержке и защите, а победитель должен понимать, что поскольку он физически сильнее, то нельзя допускать насилия над другим человеком или животным, еще нужно уметь выслушать друг друга что бы принять верное решение.