Мы читаем: Николай Перумов — один из самых известных и ярких отечественных фантастов, создатель «Гибели богов», «Кольца тьмы» и других знаменитых книг

Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с авторами и их книгами…

21 ноября – день рождения одного из самых известных писателей-фантастов современной России, Николая Даниловича Перумова.

Он родился в Ленинграде 21 ноября 1963 года. Окончил кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института по специальности инженер-физик. Занимался молекулярной биологией и десять лет отработал в Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов. Помимо прочего, Перумов участвовал в разработке методов лечения пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС детей.

Писать начал в конце 1970-х годов. В то же время увлёкся фэнтези и фантастикой, в особенности книгами Толкина, которые читал в оригинале и делал собственный перевод. Был участником толкинистского движения, а также частым посетителем сети Фидонет под псевдонимом «капитан Уртханг».

Первым крупным произведением Перумова, тогда ещё писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы, или Средиземье 300 лет спустя», действие которой происходило в Средиземье, мире Толкина.

В 1993 году по предложению коллеги Перумов опубликовал дилогию в издательстве «Кавказская библиотека». Через полгода отредактированная версия книги была выпущена издательством «Северо-Запад» под названием «Кольцо Тьмы». Книга произвела фурор на рынке фантастики, вызвала как крайне положительные, так и критические оценки. Поклонники считают «Кольцо Тьмы» произведением, положившим начало русскому фэнтези, в то время как критики осуждают использование мира Толкина в качестве объекта полемики с его моральными установками.

В 1994 году на писателя было совершено неудачное хулиганское нападение, связанное, возможно, именно с разногласиями вокруг книги. В продолжение «Кольца Тьмы» Перумов позднее написал роман «Адамант Хенны», имевший меньший успех.

В дальнейшем Ник Перумов публиковал книги только по собственным мирам. Основным местом действия его книг стало Упорядоченное — система взаимосвязанных миров, впервые упомянутая в романе «Гибель Богов». В него входят такие миры, как Хьёрвард, Эвиал, Мельин и другие. Крупнейшим произведением по Упорядоченному стала многосерийная эпопея «Хранитель мечей» о маге и шпионе Фессе, путешествующем между мирами, который оказался вовлечён в противостояние вселенских сил.

Позднее Перумов также писал книги в других жанрах, таких как научная фантастика («Череп на рукаве», «Череп в небесах»), стимпанк («Не время для драконов», в соавторстве с Сергеем Лукьяненко; цикл книг о Молли Блэкуотер), альтернативная история («Млава красная», в соавторстве с Верой Камшой).

В 1998 году, после финансового кризиса в России, с женой — кандидатом биологических наук Ольгой Радиевной Илькаевой (род. 1969) — и тремя сыновьями переехал в США (вначале в Даллас, затем в Северную Каролину), продолжая писать книги и одновременно работать в научном институте по своей основной специальности — биофизика и молекулярная биология.

По данным, приведённым на официальном сайте писателя, ныне не функционирующем, за пятнадцать лет Перумов опубликовал двадцать книг общим тиражом более шести миллионов экземпляров, что является рекордом для жанра фэнтези в России. Ещё четыре книги Перумов издал под псевдонимом, раскрывать который, однако, отказывается. Всего же за двадцать четыре года литературного творчества опубликовал более полусотни книг. Некоторые из них переведены на польский, чешский, болгарский, словацкий, эстонский, шведский и немецкий языки и изданы в соответствующих странах. Чаще всего переводились роман «Гибель Богов», «Кольцо Тьмы» и начальные романы «Хранителя мечей». Первое издание на английском языке состоялось в 2007 году: роман «Гибель Богов» опубликован издательством Zumaya Otherworlds под названием «Godsdoom: The Book of Hagen».

Личный опыт прочтения «Хранитель мечей» Ника Перумова.

В 5-м классе на день рождения мама моего друга поехала на книжную ярмарку в Клуб железнодорожников купить мне подарок. «А что мальчик читает?» — «А ничего не читает… Ну, Толкиена…,» – и ей продали вышедшие на тот момент двухтомник «Алмазный Меч. Деревянный Меч» и «Рождение мага». И началось.

Империя людей, уже века назад поработившая все остальные расы, молодой Император, страдающий комплексом вины, параноидально сопротивляющийся придворным интригам Радуги — семи магических Орденов, монополизировавших магию, Смертный Ливень – кислотный дождь, сезонами захлестывающий часть Империи, Серая Лига — шпионский орден, работающий на всех, кто может заплатить, облезлый странствующий цирк г-на Онфима, из последних сил пытающийся по расхлябанному тракту добраться до города, пока их не накрыл этот самый кислотный дождь…

…злобный гном, с двумя наемниками, преследующий какие-то свои шпионские цели, рабыня-эльфийка, шпыняемая всей цирковой труппой, безумная 14-тилетняя внучка командора Арбеля, главы самого мощного из 7-ми Орденов…

Цельный мир, четкая система магии, действительно динамичные и кровавые схватки, яркие и своеобычные персонажи, как отрицательные, так и положительные, как гуманоиды, так и монстры, скрытные перемещения по волшебным башням и городским катакомбам, а также городские (позже — и в полях) магические и оружейные баталии.

Захватывающе.

Перечитывая всю сагу уже будучи взрослым, я вспомнил — в рекламе Перумова было: «в его книгах магия кажется еще смертоноснее, мечи — еще острее, а герои — еще неутомимее». И, хочу сказать, — да. То же классическое фэнтэзи, но – четче, ярче, ощутимее. Оно – стандартное, но запоминается. Почему? Потому что оно высоко-стандартное.

«Рождение мага» – эдакий пролог для описания сеттинга. «Алмазный/Деревянный» — полноценный роман в отдельном мире — завершился, но — появилась ниточка для раскручивания дальнейшего сюжета. И – теперь уж – огромной, многотомной саги.

Теперь, с моим опытом чтения, я обратил внимание, как грамотно автор прописывает мир в вводном романе. Там все – ВСЕ эпизоды – построены так, чтобы тебе ненавязчиво было сообщено все важное о мире: географию, в т.ч. социальную и политическую, систему магии, расстановку сил и личности сильных мира того. Причем, так мастерски — начиная с того, что герой попадает в университет. А там уже тоньше – кое-какие вещи герой узнает из собственных академических исследований, кое-какие – не узнает вообще, но о них узнает читатель через ситуации в иных мирах и тусовках. Все очень грамотно.

И — отнюдь не учебник – планомерно и очень ненавязчиво. Это надо уметь. «РМ» все ж вводный и — там все только начинается. И еще, всяческая средневековая жизнь: что-то не особо я помню в фэнтези-романах описания эпидемий, казней, инквизиции. Не просто мол «началась» или «произошла» — а — как началась, симптомы, судьбы малых мира сего, борьба с ней.

А через пару лет, классе в 8м-9м я поздравлял друга с днем рождения, и на полке у него обнаружил продолжение – двухтомник «Странствия мага». Это боевое фэнтези. Очень мало чего-либо, кроме сражений и драк.

Затем вышли 2 тома «Одиночества мага» — а это лебединая песня Николая Даниловича. Очень живой и сбалансированный, — в плане эмоций, и в плане драк, и в плане магии, и в плане описательности/действия, и в плане хронометража, — и даже в плане как раз густоты текста и образности. Чего стоит тот факт, что 1/4 романа герой проводит в заточении на корабле и ведет беседы со своим главным (на тот момент) антагонистом.

В любом случае, этот двухтомник, пожалуй, лучшее, что я читал из произведений фэнтези. Жаль только, что относительно всей саги – это «середина «, и самый эпик обернется тягомотиной.

«Война мага». Я ее ждал и ждал. Купил первый ее том, и, уже закончив школу, следующий. А затем были еще тома, уже разбитые на отдельные части-книги. 5 томов! Думаю, так много, потому что серия стала действительно популярной, коммерчески абсолютно верно было ее длить и длить. Уже 1-ый том — видно, как растягивается произведение бесконечными размышлениями героя. Даже не лишними, но именно затянутыми. Искусственно. Искусственность очень сильно видна и далее – например, формулировки и описания одного и того же начинают встречаться в нескольких местах. Максимально длинные формулировки титулов. Прям видна гонка за объемом. Меня, как фаната, оскорбило. В т.ч. и потому, что там все же множество событий, и, при грамотной работе редактора — ВМ сохранила бы всю свою прелесть и не потеряла бы в объеме больше тома.

А так, — да, эпические схватки. Космические (в самом пафосном, но и верном смысле этого слова) Силы. Я б даже сказал, ВСЕЛЕНСКИЕ. Причем, что круто — параллельные битвы — как в рамках мира, так и в рамках Вселенной. Более того – опять же, раз противостоят друг другу скорее не герои, а Силы – уходит вопрос личных взаимоотношений и остаются лишь категории целей. Что понимаешь не сразу — т.к. слишком мы в цепях своих традиционных представлений даже о Силах — а те вступают в «союзы», порой, довольно причудливые и, что приятно читателю, неожиданные. Опять же, и бороться с ними силой – невозможно. Даже если борется соизмеримое. Там уже все на пределах.

В завершение…

Я почитал Перумова еще и «вокруг» серии. Там же более-менее единая художественная вселенная. И раннего, и среднего, и то, что написано после этой Саги, и про космодесантников. И ответственно заявляю – «Хранитель Мечей» — это, конечно, вершина творчества Николая Даниловича. По яркости, по динамике, по разнообразию и многообразию сюжетов, по их оригинальности, по оригинальности и запоминаемости героев. Это чрезвычайно увлекательно.

Мне есть, с чем сравнить. Фэнтези. Чо есть? Помимо древнего эпоса. Говард, который «Конан». Топорный. Толкиен и Ле Гуин? Детское. Более поздние. Роберт Сальваторе — картонный. Русское все помимо Перумова – еще более картонное, а это надо постараться.

Самое сносное, что я нашел — это межавторские циклы по «Забытым Королевствам», выкупленному у Эда Гринвуда еще в 60х разработчиками сначала настольных, а затем и компьютерных игр (кстати, Гринвуд со своей «Сагой об Эльминстере» — вполне увлекателен). Почти все фэнтези – герои идут. Герои идут, идут, идут. Есть еще Роберт Джордан, эдакий Толстой от фэнтези, «Игра Престолов» – действительно яркая и интересная в виде телесериала, а никак не книг (быть может, это вина перевода).

Вообще, в плане выразительности, для фэнтези больше всего сделали художники вроде братьев Хильдебрандт, Луиса Ройо и Вальехо (и десятков менее известных). А главная проблема жанра – в том, что, даже в отличии от не менее простецкой массовой фантастики (в особенности, Твердой НФ) – такая литература всегда однообразная в плане сюжетов, слаба в выражении различных моральных, нравственных, философских вопросов, чему, по моему субъективному, но интеллектуальному и искушенному, мнению литература и должна служить. Конечно же, есть исключения.

Но среди массовой фэнтези-литературы Перумов – однозначно один из лучших. Сравнимы – Трой Деннинг и Джеймс Лоудер – они, местами, поизобретательнее, особенно в плане сюжетов. Но не в плане эпичности.

Последнее…

Дочитав «Сагу о мечах» я испытал острое чувство утраты, будто личной. Все это время (больше десятилетия) Сага происходила во мне. Все это время герой боролся. Скорее даже герои. И вот оно кончилось. Всё. Финал. Какие там «воскрешения». Оно завершилось. Больше этого не будет. Даже если будет, даже если принять во внимание что к концу пришла лишь локальная битва тех самых Космических Сил, кои – до сих пор там в его творчестве дерутся.

Это было большое приключение. Очень многие полегли. Очень многие – бились за то, что считали правильным. И я, конечно, мальца осиротел. Не думаю, что найду другую такую сагу.

Знаешь, это как осознать, что больше не будет сказок. В т.ч. потому что ты уже сам их не воспримешь. В т.ч. потому что не столь высок, сколь непреодолим заданный уровень – прежде всего потому, что сам ты в процессе огрубел и стал страшно требователен, и теперь стал взрослым.

Моя огромная благодарность всем, с кем я менялся, покупал и обсуждал все это, в том числе филиалам нашей Библиотечной Сети, в которой заказывал последние тома. История добычи и ожидания этих книг – сама по себе – целая сага.

Моя огромная благодарность Николаю Даниловичу Перумову. Обещаю, когда у меня будут дети – я в любом случае закуплю им ваше творчество.

Иван Кожин, сотрудник библиотека № 12

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять