Как объединяются театр и современные технологии в библиотеке

 

Художник, педагог и руководитель двух творческих объедений для детей и школьников во Владивостокской библиотеке № 4, Елена Шибанова, создает с детьми театр теней и учит 3D моделированию.

Елена закончила ВВГУ по специальности дизайн, затем работала в Приморском краевом театре кукол художником-бутафором, а с января 2024 года стала сотрудником муниципальной библиотеки.  В этом же году она приняла участие во всероссийском   конкурсе «ArtMasters» в компетенции художник театра кукол, стала финалистом и побывала в Москве, где работала над своим проком в мастерских Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова. 

Говоря о «Театре теней», первым в воображении всплывает Южный китайский театр под открытым небом Ван Тен Сина во времена владивостокской Миллионки, где не всегда в роли актеров выступали марионетки, были и живые люди, игравшие за ширмой.  Впоследствии, это стало отдельным направлением театра, потому и увлечение современным «Театром теней» конечно, дает отсылку в прошлое, но вобрав этот опыт, создается заново.

Так, в библиотеке на Светланской, 205, однажды решили увлечь детей этим древним искусством. Попробовали, понравилось. Новую главу в деятельности книжного храма открыла Елена Шибанова. Теперь, каждую неделю в субботу дети от шести лет, с азартом ждут занятия в театре, чтобы на ширме разыграть свое представление с помощью кукол, сделанных своими руками.

«Задачи, которые мы ставим перед собой в каждой новой постановке уникальны, никогда не получится взять чье-то готовое решение и просто использовать его — рассказывает Елена Шибанова. — Поэтому приходится всегда придумывать что-то, изобретать «велосипеды» — рождаются всякие варианты, как можно решить сценарную задачу, которая перед нами стоит — и мы начинаем пробовать, что придумали.  Например, был запрос на цветных кукол в театре теней — я нашла бумагу, которая, как мне показалась, может нам помочь, и мы на занятии попробовали её в деле, в разных вариациях, и нашли, как сделать чтобы это работало. Теперь в новом спектакле мы сможем сделать цветных кукол».

С января этого года «Театр теней: истории с книжных полок»  поставил четыре полноценных спектакля: «Олень-Солнце», «У Лукоморья…» и «Сказка о попе и о работнике его Балде», а также спектакль — «Кошкин дом» по оригинальной пьесе приамурского поэта Давида Загирова, вне стен библиотеки совместно с молодежной галереей «Порт» в «Матросском клубе».

Прежде чем, поставить спектакль, что, конечно, является кульминацией занятий, дети читают сказку либо какую-то историю, посвящают этому произведению от четырех до шести занятий: сочиняют пьесу, продумывают и создают кукол, рисуют декорации и создают афишу, учат роли и репетируют.

«У нас есть разные темы, и в зависимости от тем, разные сценарии занятий. Иногда мы занимаемся освоением какой-нибудь новой техники создания кукол — в такие дни мы не делаем никакого спектакля, а просто изучаем, как работает технология, какие возможности она нам даёт.

Иногда делаем небольшие театральные этюды, по коротким рассказам или стихам, или по тем сюжетам, которые ребята придумывают сами — тогда получаются небольшие спектакли для сотрудников библиотеки и родителей», — делится Елена.

На предыдущем занятии дети уже прочитали сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», теперь им предстоит подготовка к спектаклю, а премьеру планируют в конце ноября.

Шахматный «Ход тигром» и персонажи «Властелина колец» в 3D-моделировании

Братья – близнецы, девятиклассники Руслан и Роман Шевченко сразу после школы, в любой день недели, спешат в библиотеку, чтобы распечатать на 3D принтере персонажей «Властелина колец», ставших героями популярной у школьников игры «ДНД». Это настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном. Впервые была издана в 1974 году. Присутствие различных фантастических существ позволяет сравнивать Dungeons & Dragons с творчеством Дж. Р. Р. Толкина, хотя Гайгэкс утверждал, что влияние романа «Властелин колец» было незначительным, а использование его элементов — всего лишь маркетинговым ходом, но время показывает, что именно герои книги Толкина вдохновляют современных школьников. Руслан Шевченко и сам создает свое «фентези» — свои миры и своих персонажей, чем не первый шаг в мир писателя –фантаста? А 3D принтер- распечатывает фигурки, делая игру более реалистичной, ощутимой.

«Ребята печатают фигурки, которые нужны им для игр, которые они проводят в библиотеке, однако они не моделируют их сами. Но они достаточно хорошо знают, как обращаться с оборудованием, периодически участвуют непосредственно в занятиях — советуют что-нибудь младшим, объясняют, когда, например, очень много у ребят вопросов одновременно, и я не могу сразу всем ответить и показать, получается такой обмен опытом», — говорят кураторы лаборатории.

Каждое воскресенье на занятия приходят пять человек — это максимальная посадка в мастерской для комфортной и слаженной работы.

«Дети приходят, мы собираемся и решаем, кто чем займётся — у кого есть понятная задача, тот садится за компьютер и работает над ней. А у того, кто посещает занятия не регулярно, я узнаю, чем бы он хотел заняться, что хотел бы смоделировать — показываю более простую программу, которую можно быстро освоить и сделать несложную модель, объясняю основной функционал и принципы работы. — говорит Елена. —  Когда кто-то заканчивает, я проверяю, корректная ли получилась модель, говорю какие нужно внести коррективы чтобы всё качественно распечаталось, потом готовим файл к печати и собственно печатаем».

На занятиях Елена Шибанова учит детей 3D-моделированию и обращению с 3D-принтером, а также как искать информацию, чтобы преодолевать проблемы, возникающие в процессе работы — как составить запрос в интернет, чтобы найти нужные, применимые советы, как понять, какие из них — бессмыслица, а какие реально работают.

На ближайшем занятии лаборатории-мастерской «FABLAB», ребята продолжат разработку 3D-моделей шахмат, а затем распечатают их на принтере. Какими получатся шахматы, сказать трудно, здесь нет эскизов: конечно, за основу взяты привычные нам фигуры, но с дальневосточным акцентом: —  тигр в прыжке, змея в кустах, орел в полете, а место короля занимает Кедр, а ферзя — Большой человек.  И одно дополнительное правило— проигрывает не только тот, у кого срубили Кедр, но и тот, кто потерял всех простых людей — пешек.

«Есть вот такой сюжет игры в шахматы — аутентичный, нигде практически про эту версию нет информации, — комментирует наставник. — Эскизы мы не разрабатывали — это просто процесс. Моделирование происходит из простых форм, каждую из которых можно передвинуть и сделать композицию лучше, отмотать действие назад и т.д. Здесь не требуются никакие эскизы, нужно просто сидеть и пробовать. Я даю ребятам полную творческую свободу во всём, что касается внешнего вида — это эффективнее: они пробуют, тестируют то, что, получилось, вносят правки. Мне же важно, чтобы у них сохранялась мотивация изучать программу и экспериментировать. Так что общих эскизов нет, я думаю через пару занятий все фигуры будут доделаны и тогда мы устроим им фотосессию».

«Театр теней находится в состоянии успешной реализации. Молодой и увлеченный специалист библиотеки, художник и наставник Елена Шибанова старается, для нее — это новое действо, она учится, осваивает. То, что появился театр и 3D принтер, мы конечно, гордимся и приветствуем новые формы работы городских библиотек Столицы Дальнего Востока», — считает  заместитель начальника управления культуры администрации г. Владивостока Татьяна Баринова.

«К нам пришла молодежь в библиотеку осваивать новейшие технологии — и это здорово! Только у нас есть возможность, используя оборудование, совместить игру, творчество и знания», — говорит заведующая библиотекой № 4 Татьяна Рюмина.

Говоря о том, почему Елена выбрала работу в библиотеке, педагог- художник говорит: «Считаю, на современных детей свалилось слишком много: школа, занятия в различных кружках, секциях, словом — огромная нагрузка. Я стараюсь так выстроить процесс, чтобы ребята увидели, что учиться можно играя, что существует много разных способов достигать одни и те же цели. Показать, что у них есть выбор, как подходить к учёбе, с каким настроением. Хочу, чтобы ребята чувствовали, что человек, который даёт знания, к ним прислушивается, старается понять, что нужно конкретно каждому. Я привязалась к ребятам, мне интересно с ними просто поговорить. Хорошо помню себя в детстве, ведь я тоже была уставшим, замученным ребёнком с тысячей кружков, поэтому, конечно, много сопереживаю. Если кто-то приходит утомившийся, не в настроении— объясняю, что всё хорошо, не обязательно себя терзать — можно отдохнуть, почитать или поиграть — а когда почувствуешь, что готов — приступить к работе. Так и выходит!  Я думаю, очень важно донести эту мысль до маленьких людей — не мучайтесь, не убивайте энтузиазм, отдыхайте и слушайте себя — результаты трудов от этого станут только лучше».

Виктория Летита

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять