«Мои увлечения»: фотограф Антон Новгородов, читатель библиотеки №8

 

Виртуальный марафон «Мои увлечения» продолжает Антон Новгородов, читатель библиотеки №8

Читатель библиотеки №8 Антон Новгородов профессионально занимается фотографией. Деятельность внештатного корреспондента Антон успешно совмещает с основной работой – зам. начальника учебного центра Владивостокского морского торгового порта. В галерее библиотеки №8 состоялось две выставки талантливого автора: в 2016 году «Марки Тайланда» — снимки, привезенные из путешествия по стране, и серия снимков луны, представленная на выставке «Отражая солнце» в 2018 году. Антон Новгородов ответил на вопросы сотрудника библиотеки №8 и подробнее рассказал о своей профессии фотографа.

— Я тебя знаю уже несколько лет. И помню, что фотографией ты стал заниматься несколько лет назад. Почему? Захотелось?

— Фотографией я стал заниматься с шести лет, просто у меня не было фотоаппарата (смеется). Когда я учился в школе, у меня спрашивали какой кружок я посещаю, я отвечал, что хожу в фотокружок. Хотя я его не посещал, потому что не было ни фотоаппарата, ни возможностей, ни такого кружка в том районе, где я жил. Не знаю, почему я так делал. Потом у меня появилась мыльница, щелкал на нее всякую всячину. Где-то лет десять назад мне подарили зеркалку, понял, что у нее больше возможностей. Полноценным фотографом осознал себя в 2015-2016 годах.

— Ты самообразовывался?

— Сперва да. Это была, как говорят фотографы, «насмотренность», щелкал много. Но потом понял, что хочется чего-то более системного. Я закончил колледж искусства и технологии ВГУЭС, у меня есть диплом фотографа пятого разряда. Но важна практика, именно насматривание, нащелкивание.

— Сейчас ты, как фотограф, сотрудничаешь с информационными агентствами, внештатный корреспондент?

— В том числе. И на заказ для них делаю. И сам предлагаю материал.

— А штатным ты был?

— Был. В Примамедиа, почти два месяца. Хорошо, что сейчас есть возможность быть не в штате и совмещать с основной работой.

— И у тебя, не помню, с какого точно года, фотографии входят в отбор конкурса «Look at Vladivostok».

— Во все альбомы, сколько их было.

— Еще я помню, что у тебя фотография была выбрана в Best of Russia?

— В 2012 году. В этом году одна моя фотография вошла в сотню лучших в жанре «стрит» по версии международного конкурса «35 Awards».

Все фотографии, которые я отправлял на какие-либо выставки, были сделаны только на фотоаппарат. Все-таки картинка на телефоне еще долго не будет дотягивать до уровня хорошего фотоаппарата, по крайней мере, для профессионалов. Хотя если говорить про мобильную фотографию — я только «за». Есть сотни конкурсов, и очень престижных, где только мобильные фото. Говорят, что сейчас размываются рамки искусства фотографии и профессии фотографа, потому что снимок может сделать каждый, но мне кажется, для фотографии это просто переход в другую реальность, ту, в которой мы сейчас живем. Потому что теперь это не удел выносливых мужиков, которые физически могли на себе таскать это тяжеленное оборудование, должны были иметь чуть ли не техническое образование и потом еще часами работать лаборатории с вредными реагентами. Сейчас это может делать хрупкая барышня, если у нее в голове есть отличное творческое видение, как показать мир через фотографию.

— Ты занимаешься портретной фотографией?

— Да. Если говорить про коммерческую составляющую, то портретная фотография — это 70% всех денег, которые может заработать фотограф на фрилансе. Сейчас фотография часто имеет прикладное значение и является инструментом для бизнеса. Когда человеку фотосессия нужна не только для того, чтобы порадоваться или для истории, а для продвижения. Недавно я делал проект для одного бизнес-тренера, очень интересной личности. Ей нужно было наполнять свою социальную сеть, она пишет тексты, и чтобы их иллюстрировать, мы сделали с ней портретную съемку в разных образах. И это работает. Все-таки внимание людей цепляют не только котики, а больше — лицо, другой человек, особенно когда он хорошо на этом фото выглядит.

— Было ли у тебя такое, что тебе было сложно работать с человеком, когда ты делал портретную съемку? Да? Можешь назвать, какие качества того, кого ты фотографируешь, затрудняют работу?

— Часто у девушек и женщин может быть разное представление о том, какой она себя, условно говоря, видит в зеркале и какая она на самом деле. И когда иной раз начинаешь работать, ты видишь внешность по факту, а человека не отпускает «идеальное» видение себя, или шаблоны, или стереотипы, или ожидания окружающих. Это не дает силу, это наоборот … Конечно, у каждого это есть. Просто у кого-то больше, у кого-то меньше. Почему я говорю про девушек, потому что они больше любят фотографироваться. У мужчин это тоже есть, но они в меньшей степени фотографируются или не придают этому большого значения.

Задача фотографа — на подготовительном этапе выяснить ожидания, понять мотивы и попытаться сблизиться с клиентом (в идейном смысле).  Потому что на этом этапе можно многое понять, отсечь или добавить в проект будущей съемки. Дело в том, что коммерческому фотографу важно, чтоб не ему было красиво, а клиент был доволен результатом. Если ваши представления совпадают — вы получаете удовольствие и от процесса, и от результата, если нет — ты делаешь просто технически хорошо работу или вовсе не соглашаешься на съемку. И в фотографии каждый ищет своего мастера. Как парикмахера или врача. Потому что хорошо с тем, кому доверяют.

— Где-то я слышала такое выражение: «Фотография — это застывший кадр из кино, кино — это движущаяся фотография». Когда ты стал заниматься фотографией, это повлияло на твое отношение к кино? Может быть, ты стал смотреть киноработы знаменитых операторов?

— Да, для меня фильм приобретает особое значение, когда оператор и осветитель и декоратор постарались. Это такое усиление высказывания! Когда ты обыватель, не увлеченный фотографией, ты не особо обращаешь на это внимания. Но когда ты понимаешь, что свет, цвет, ракурс — это инструменты выражения идеи фильма, то смотришь и думаешь: «Как круто!».  Чаще это не мейнстрим, а авторское кино — там напрямую мало что говорится, но есть подсказки. Ты проживаешь с режиссером какую-то историю, и как раз эти приемы: ракурс, цвет, свет используются, чтобы пойти по дорожке с режиссером.

— Невербальный, неочевидный язык.

— Да. Например, в фильме «Дылда» ( реж. Кантемир Балагов). Русские режиссеры очень талантливо снимают фильмы про страдания. Там используется цвет, как я считаю, слишком в лоб. Может быть, это очевидно для прокачанных в кино. Например, у главных героинь одежда соответствует их характерам и историям жизни. На протяжении всего фильма режиссер делает на этом акцент, а в конце — цвета их одежды меняются или пересекаются, что создает определённый драматический эффект. Даже обычный человек, наверное, задумается: «А почему в этом фильме так много зеленого и красного? Наверняка что-то этим режиссер хотел сказать». Фильмы Звягинцева, у него прекрасные операторские работы. Фильм Попогребского «Как я провел этим летом» меня впечатлил очень тоже именно работой оператора.

— Слышала от разных людей такое высказывание, что сейчас нет гениев. Есть таланты, но нет гениев. В кино, в изобразительном искусстве. Что думаешь насчет фотографии, ты согласен?

— Ну, а Стив Маккарри и его «Афганская девочка» и другие его работы. Разве не гениально? Но вот, кстати, Георгий Пинхасов  выкладывает только телефонофото и некоторые из них  очень спорные (при всем моем уважении) с точки зрения и света, и сюжета, и композиции. Но, как и любой творческий человек, он делится своим творчеством, которое не всегда может совпадать с мнением большинства. В нашем регионе в репортажной фотографии Юра Смитюк очень талантливый и работоспособный, уважаю его труд и для меня он во многом пример.

Но все-таки судить о гениальности, думаю, можно будет судить по прошествии времени и того следа в истории, который оставит в ней фотограф.

— Есть же в психологии такое понятие — проекция. Как думаешь, фотография содержит в себе проекции автора или беспристрастна?

— Беспристрастного вообще не бывает в искусстве. Есть ситуации, когда чуть больше или чуть меньше. Или, когда играешь беспристрастность. Например, на своих лекциях по фотографии я часто привожу пример с выставкой кошек. Я сделал репортаж, где в итоге это выглядело просто как зверинец замученных животных. Меня привлекали те ракурсы, те кадры, где все выглядело не совсем радостно.

— То есть неосознанно так снимал?

— Да. И отобрал потом из отснятого именно такие кадры. То есть они оказались наиболее удачными. Это проекция. Или с теми же портретами. Тебе человек может напоминать кого-то. Ты можешь в девушке видеть воздушную фею, а она хочет быть деловой леди. Фотографу нужно уметь работать со своими проекциями, потому что та же репортажная фотография должна быть максимально объективна. Или нести в себе высказывание, но совершенно конкретное, чтобы обратить внимание на проблему.

Фото предоставлено Антоном Новгородовым.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять