В начале занятия с учащимися 8 «А» класса МБОУ «СОШ № 57», состоявшегося 14 ноября 2018 г., актуализировали опорные знания об общих признаках и жанрах несказочной прозы, а затем перешли непосредственно к теме занятия.
В ходе просмотра презентации подчеркнули, что в преданиях 16-19 веков наиболее широко были представлены циклы эпических повествований о Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве, и все они имели установку на достоверность описываемых событий. Вспомнили, что предания бывают не только исторические, но и рассказывающие о появлении географических названий.
Увлекательное путешествие по страницам топонимических словарей помогло выявить ряд преданий и легенд о людях, именами которых названы сопки, скалы, реки Приморья. Например, в школьном топонимическом словаре О.Л. Рублевой «От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края» приводятся сведения о легенде, рассказываемой местными жителями, согласно которой село Милоградово назвали в честь учительницы Милы Градовой, которая здесь погибла. Что является народной этимологией – попыткой объяснить название через созвучные имена.
Задавшись вопросом, есть ли легенды, предания, бывальщины о людях в фольклоре Приморья, обратились к сборникам «У ключика у гремучего», «Удэгейские мифы, легенды, сказки». Далее ребятам для чтения были предложены отрывки из романов И.У. Басаргина «В горах Тигровых», «Дикие пчелы», «Распутье», прототипами героев которых были реальные легендарные личности.
Ответив на тестовые вопросы, побеседовали о том, что школьники сами вполне могут быть собирателями фольклора, тем более у них уже имеются памятки о методах работы в данном направлении.