16 ноября библиотека № 21 провела интерактивную прогулку по картине «За завтраком», организованное в рамках проекта «От книги к творчеству». Мероприятия, проводимые в рамках проекта, способствуют художественно-эстетическому воспитанию школьников, формированию у них устойчивого интереса к литературе и изобразительному искусству. Проект осуществляется совместно с Детской художественной школой №4.
Ярче всего в творчестве художницы отражен жанр портрета. На портретах изображены известные и выдающиеся личности прошлого и простые крестьянки. Очень любила художница рисовать пейзажи и натюрморты. Но самыми удачными и яркими у нее получались портреты собственных детей — 2 мальчика и 2 девочки. Рисовать детей очень трудно из-за их подвижности, непоседливости. Но у З. Серебряковой они очень удачны и естественны. Картина «За завтраком» знакомит наше поколение ребят со временем дореволюционной России — в доме порядок, чистота, благополучие. Дети спокойны. Их лица чисты, доверчивы, добры. Мальчик Саша и дочь Танюша (Тата) с интересом смотрят на зрителя. Старший сын художницы Женя(Бинька по-домашнему) изображен на заднем плане картины (он пьет воду). Лицо его уже не так округло по-детски, как лицо Таты. Ее пухлая младенческая ладошка очень трогательна. На картине отсутствует самая младшая из детей Катюша – она в ту пору была слишком мала и находилась у няни на руках. Этот портрет выглядит, словно фотография — на нем запечатлен только миг. Каждый ребенок здесь уникален, у каждого свое выражение и характер. Дети одеты скромно, но чисто и со вкусом.
Одной из загадок картины является сервировка стола. Сложенные салфетки, благородство белой скатерти, мир света, радости и тепла – уютно в этом доме, размеренная жизнь с двумя завтраками: ранним и полуденным, что непривычно нашему восприятию, с красивой сервировкой. В семье художницы придерживались французского распорядка дня: маленький завтрак в 8 часов и второй, более полный завтрак, за которым ели суп.
Натюрморт в картине представлен в оформлении стола — белая скатерть, серебряные ложки, супница, посуда. Все красиво, просто. Серебрякова показала мирное время в России — еще не началась Первая мировая война, и не наступил бытовой хаос.
Учащимся показали пример поведения за столом во время приема пищи. Обратили внимание на наличие в картине двух жанров — портрета и натюрморта и показали другие работы художницы с детьми: «Карточный домик» (1919), «Тата с овощами», «Автопортрет с дочерьми», «Катя в голубом у елки»…