17 декабря, в школе №22 для 11-го класса состоялся урок, посвященный роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Работа над романом началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.
Помимо основной вводной лекции, была рассмотрена официальная православная трактовка этого сложнейшего и удивительнейшего романа, заключающаяся в том, что произведение это — высокоинтеллектуальный фарс, порочащий Христа и его учение, и воспевающий Дьявола.
Но тем и прекрасны гениальные произведения, что каждый прочтет его по-разному, и дело будет не в культурном багаже, а в личных качествах и взглядах на мир самого читателя.
18 декабря в этой же школе для учащихся 11-го класса проведена лекция на тему «Литература становления. Что читать старшекласснику?» Речь шла не о книгах, обязательных для чтения в школьной программе, а о тех книгах, которые старшеклассник может прочесть, прежде всего, ради собственного удовольствия.
Не раз, беседуя со школьниками о том, что они в литературе ищут, мы получали ответ: «Книги о взрослении, о развитии и становлении юной личности, о способах самому определиться в этом мире, о личностной инициации, о том, как она происходит и воспринимается и самим героем, и теми, кто снаружи»
Школьники были ознакомлены с творчеством всегдашних «юношеских» писателей — Глендона Суортхаута, Германа Гессе, Соммерсета Моэма. Парням были рекомендованы и разрекламированы как отечественные мастодонты вроде Максима Горького, так и «любимцы читателей» Эрнест Хемингуэй и Жан-Поль Сартр.
Девушкам же рекомендована добрая и женственная Коллин Маккалоу и Антуан де Сент-Экзюпери.
В ходе занятия установили, что жизненный и житейский опыт незаменим никакой литературой, но именно она — учит человека видеть корни ситуаций и поступков, дает идеологическую базу, дает неоценимые знания для общего развития в человеке его личной морали и культуры.