Краеведческие часы проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина» организованы для школьников СОШ № 64

 

После новогодних каникул библиотека №11 им. И.У. Басаргина организовала литературно-краеведческие часы для нескольких групп учащихся МБОУ СОШ № 64. Так активно библиотека и школа начали новый цикл мероприятий по литературному наследию И.У. Басаргина.

15 января в рамках программы «Читаем И.У. Басаргина» состоялось занятие «Заповедные уголки тайги в произведениях И.У. Басаргина» с учащимися 6 «М» класса МБОУ «СОШ № 64», посвященное Дню заповедников и национальных парков России.

Школьники узнали сколько заповедников и национальных парков существует в России и Приморском крае на 2025 год, познакомились с интересными фактами о них. Узнали, что главное отличие национального парка – в режиме охраны, которая не такая строгая, как в заповедниках, и помимо охраны и изучения природной территории там создаются условия для отдыха населения, кратковременного и даже длительного.

Природа и человек – эти темы взаимосвязаны в творчестве И.У. Басаргина. В ходе просмотра презентации школьники познакомились с великолепными строками о тайге из романов, повестей, рассказов, очерков И.У. Басаргина. В них раскрывается единство людей с природой, жизнь в тайге, удивительная таёжная красота, поднимаются вопросы сохранения тайги, сохранения кедра. Писатель призывал учиться понимать и ценить родную природу, бережно относиться к ней, быть другом, а не властным хозяином. Более 50 лет назад И.У. Басаргин выступал с лекциями об охране природы перед тружениками Кавалеровского района, где он тогда проживал, встречался с лесозаготовителями и лесниками разных районов края, писал статьи и очерки о необходимости сохранения уникальной уссурийской тайги в районную газету, в журнал «Природа», – ведь оружие писателя – слово. Неоднократно в его рассказах и статьях встречается описание верхового таёжного пожара, поднимается вопрос о губительном для рек молевом сплаве леса (примером может служить очерк «На сплаву»). Публикуются очерки «У лесников», «Лесорубы» и др. о нанесении невосполнимого урона лесам и водным объектам в ходе лесозаготовок, когда уничтожается молодая поросль, реликты, нарушается почвенный покров, загрязняются воды таежных рек, уничтожаются нерестилища. Там, где поработала тяжёлая техника, остаётся пустыня.

Ребята узнали, что бороться за сохранение тайги – завет предков, зовет писателя-таёжника. В подтверждение прочитали строки о создании заповедной территории первыми переселенцами в районе реки Ольга во второй половине 19 в., познакомились с раздумьями писателя, возвратившегося через двадцать лет (в 1958 г.) на свою первую таёжную тропу в районе села Нижние Лужки и написавшего по этим впечатлениям рассказ «Первая тропа», в котором есть такие строки: «Болото с минеральной грязью, истолчённое копытами изюбров, раньше было чёрным, теперь же заросло травой, и нигде не было видно ни одного следа. Ушли звери или их выбили – то и другое плохо. Хорошо, когда через тайгу тянутся трассы, ведутся дороги, но плохо, когда с этим гибнет зверь, забываются добрые традиции… Человек всё может: снова заселить эту тайгу зверьём или дать навсегда зарасти травой болотцу с минеральной грязью, куда сотни лет стадами ходили изюбры».

В заключение занятия подвели итоги и сделали вывод о том, что тема «Человек и природа» никогда не теряет своей актуальности. Забота о природе – задача не только государства, но и каждого человека.

16 января в рамках программы «Басаргинская строка» состоялось занятие «От рассвета до заката» с учащимися 9 «А», 9 «Б» и 9 «В» классов МБОУ «СОШ № 64», в котором каждая из входящих в него частей была тематически связанна с творчеством И.У. Басаргина и работами приморских художников и фотографов таёжной глубинки.

Девятиклассники познакомились с великолепными строками о зимней тайге из романов, повестей, рассказов И.У. Басаргина, выразительно прочитали их, обращая внимание на постановку ударения, сопоставили с предложенными иллюстрациями.

Далее учащиеся выявили в предложенных фрагментах текста средства художественной выразительности, которые придают произведениям писателя особую неповторимость и своеобразие: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения – и подобрали свои варианты к выделенным эпитетам.

Занятие было подготовлено и проведено совместно с преподавателем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 64» Татьяной Павловной Климовой. Предполагается, что к разработке занятия будут приложены методические рекомендации, которые отразят вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса на занятии, что даст возможность использовать эти материалы на уроках в школе и мероприятиях в библиотеке.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять