С литературой славянских народов – украинцев и белорусов, знакомили старшеклассников школы №43 сотрудники библиотеки №16 в рамках проекта «СССР. Культура. Люди», посвященного 100-летию образования СССР. Литература этих республик так же имеет свою историю, неотрывно связанную с историей страны и ее отражающую, она тесно переплетена с историей русской и советской литературы, но в то же время самобытна и узнаваема.
Знакомя подростков с литературой, сотрудники библиотеки рассказали и о культуре республик, о влиянии ее на литературу.
Белорусская литература сформировалась на общей почве с русской и украинской литературой эпохи Киевской Руси. Процесс обособления белорусской литературы из общерусской пришёлся на XIV-XV века. С начала XVI века белорусские книги стали печататься.
Книгу Яна Борщевского «Шляхтич Завальня» можно назвать энциклопедией жизни белорусского народа, его фольклора и традиций. В простой и порой остроумной форме автор рассказывает о культуре белорусов, их стремлении к лучшей жизни и доле несчастных, используя белорусские народные сказки, легенды и предания. Песнярами белорусского народа называли Янка Купалу (Иван Луцевич) и Якуба Коласа. Янка Купала поднял белорусское художественное слово на небывалую высоту, его творчество сравнивают с лучшими образцами мировой литературы. Его стихи настоящий гимн, утверждающий права людей и народов на свою самобытность и путь развития, он от первого до последнего стихотворения принадлежит Беларуси и ее национальной культуре.
Народный юмор, самоирония и сарказм придают национальную особенность белорусской литературе. Среди авторов этого жанра Кондрат Крапива. Для белорусских писателей тема Великой Отечественной войны стала определяющей на десятилетия. В художественных произведениях эта тема рассматривалась как испытание человека в тяжелых военных условиях, его достоинства, преданности гуманистическим идеалам. Это наиболее ярко воплотилось в романах И. Чигринова «Плач перепелки», «Оправдание крови», И. Науменко «Сосна при дороге», «Ветер в соснах», «Сорок третий». Среди произведений белорусской литературы, посвященных военной теме, — дилогия А. Адамовича «Партизаны» и «Хатынская повесть», документальная книга «Я из огненной деревни…» (совместно с Я. Брылём и В. Колесником).
Украинская литература прошла долгий путь становления, чтобы достигнуть того уровня, который существует на данный момент. В XIX веке в украинской литературе появились писатели, которые прославили страну на весь мир своими произведениями, показав всю красоту языка. Именно эта эпоха считается началом формирования национального мышления. «Батькой» украинской литературы называют Ивана Петровича Котляревского. В поэме Котляревского «Энеида» античные герои заговорили языком полтавских селян. Котляревский определил развитие украинской литературы на целые сорок лет, а бурлеск стал национальным стилем — без шутки не может быть украинского слова, украинская проза, и поэзия, и драматургия непременно веселые, жизнерадостные, легкомысленные и смешные. Однако в произведении «Кобзарь» Тараса Шевченко появляется тема свободы, национального самоопределения. Стихи «Кобзаря» проникнуты верой в неистребимость человека, верой в то, что человек никогда не смирится с бесправием, рабство никогда не станет для него нормой существования. Жемчужина Украины — Леся Украинка. Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) — украинская поэтесса, писательница, переводчица. Мудрая и талантливая писательница Леся Украинка работала в разных жанрах — поэзия, эпос, драматургия, публицистика, фольклор. За свою недолгую жизнь она успела создать произведения, которые позволили причислить её к классикам литературы конца XIX — начала XX века. В XX веке многие украинские писатели и поэты посвятили свои произведения Великой Отечественной войне. Они радуют не только украинского читателя, но и других ценителей литературных шедевров.
Русские, белорусы, украинцы – славянский народ, имеющий одинаковые корни, всегда живущий во взаимоуважении и поддержке друг друга, из своих славянский корней, черпающий вдохновение и талан, обогащающий друг друга культурным взаимопроникновением, способствуя развитию и самобытности своих культур.