О том, как создавался легендарный Транссиб, рассказали шестиклассникам в библиотеке №14

 

16 января библиотека № 14 организовала для учащихся 6 класса школы №45 историко-краеведческий урок «Великий Сибирский Путь». К середине XIX века границы Российской империи стали принимать свои окончательные очертания. Колоссальная держава, раскинувшаяся на просторах Евразии, многим казалась нежизнеспособной. Удаленные районы страны соединялись со столицей тонкой линией труднопроходимых дорог, что было огромным препятствием на пути их успешного освоения.

Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский еще в середине 1850-х годов обращался в Петербург с прошением о строительстве железной дороги к Тихому океану. Но сенат не раз отклонял этот дорогостоящий проект. Муравьев-Амурский не сдавался. Раз за разом он докладывал в столицу: без железной дороги Россия не сможет ни расширить влияние в Китае, ни сохранить принадлежащих ей территорий. В Петербурге понимали важность проекта, но протяженность дороги и стоимость откровенно пугали.

Но в 1870-х годах начались первые научные проработки вопроса. В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы экспедиции для изыскания трассы железных дорог.

В марте 1891 года окончательные расчеты легли на стол императора Александра III. Монарх подписал высочайший указ о строительстве Транссибирской железной дороги.

На презентации, подготовленной библиотекарем на основе исторических снимков, школьники увидели, как именно был дан официальный старт грандиозной стройке. 31 (19) мая 1891 года тогдашний наследник престола цесаревич Николай заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Ребята также узнали о том, кто принимал участие в непосредственной прокладке путей. О том, какой ценой далась постройка Транссибирской магистрали  для этих людей. Завоз рабочей силы из европейской России был сопряжен со значительными транспортными трудностями и большими затратами. Позже комитет по сооружению Сибирской железной дороги добился от правительства разрешения применить на строительстве Уссурийской дороги труд ссыльнокаторжных и воинских подразделений. Невольники, привлеченные к строительству, подбирались из числа ссыльнокаторжных, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет. За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока каторги и приписка после ее окончания к Приморской области, а не к островной территории, чего особенно желали все каторжане.

Несмотря на тяжелейшие условия, Транссиб был построен. Транссиб можно назвать своеобразной «кровеносной системой» России, без которой существование страны немыслимы. Великий Сибирский путь завораживает иностранных туристов. Его 9288,2 км — это самая протяженная железная дорога в мире. Фирменный поезд «Россия» преодолевает расстояние от Москвы до Владивостока за шесть с небольшим суток.

Возможно, когда-нибудь и эти достижения будут перекрыты, и поезда пойдут от Лиссабона до Ханоя или Токио. Пусть сегодня это покажется кому-то фантастикой. Но полтора столетия назад такой фантастикой казался и сам Великий Сибирский путь.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять