14 октября учащиеся 9 «А» класса школы № 64 познакомились с некоторыми жанрами фольклорной несказочной прозы, встречающимися в произведениях И.У. Басаргина, демонстрирующими особенности мировоззрения героев, их речи, насыщенной фольклорными элементами, доносящих атмосферу эпохи, о которой идет речь в произведении. Для того, чтобы школьники более глубоко погрузились в познавательный процесс, в начале занятия вспомнили значение термина «фольклор»; просматривая соответствующие схемы раздаточного материала, закрепили знания о видах и жанрах фольклора, тематических группах легенд и др. Отвечая на вопрос о том, почему в произведениях Басаргина встречаются легенды, поверья, предания разных народов, населяющих Приморье, обратились к исследованию преподавателя ДВФУ, к. филол. н. И.А. Фадеевой, которая отмечала, что «выросши в приморской тайге в среде староверов, общаясь с коренным населением и переселенцами из европейской части России, будущий писатель впитал тот особый дух, который породило наложение культур, языков и диалектов. Из произведения в произведение переходят реальные личности, переосмысляются отрывки воспоминаний, охотничьих баек, легенд местного населения: легенды о женьшене, легенда о квонгульчи (уссурийской совке) и др.
Прочитали легенду о том, почему в уссурийской тайге такое смешение форм севера и юга из романа И.У. Басаргина «Дикие пчелы», легенду о женьшене из его новеллы «За мечтой», легенду о птице квонгульчи, которая женьшень «всегда добрым людям показывает», средневековую легенду о Хаули и Кваюнге, приметы, поверья, что «сороковой медведь – роковой» и др.
В заключение отметили, что в произведениях многих дальневосточных писателей: А.А. Канчуга, В.Т. Кялундзюга, Д.Б. Кимонко, В.К. Арсеньева, С.П. Балабина и др., встречаются предания, поверья, легенды, а записывали их у народных сказителей и сохранили для будущих поколений не только писатели и журналисты, но иногда и люди далеких от литературы профессий, например, книга В.Л. Туманова (технолога по холодной обработке металлов) «Сказания дальневосточных аборигенов», выпущенная издательством «Дрофа», была рекомендована для дополнительного чтения в школе.
Таким образом, в ходе занятия школьники углубили и расширили знания о творчестве писателя И.У. Басаргина и таком важном источнике информации как фольклорная несказочная проза.