Расширяются рамки современной театральной коммуникации, и мы актуализируем вопрос о месте театра в современном обществе, в городской среде.
Главной фигурой, интересующей современных исследователей театра, сегодня зачастую становится зритель. Режиссеров интересует вопрос, как сделать зрителя полноправным субъектом со-творчества.
Особенный интерес представляет такое относительно новое явление, как «обмен ролями», когда не зрители наблюдают за актерами внутри спектакля, а наоборот. В какой-то момент зрители и их реакции сами становятся объектом наблюдения актеров и режиссера.
Этому вопросу посвящено исследование одного из исследователей перформатизации искусства – Э. Фишер-Лихте. Переход от понимания зрителя как со-участника, сугубо наблюдающего, к позиции активного со-участия и интенсивного интерпретационного сотрудничества в пространстве спектакля.
Так в современных театральных постановках часто именно зритель становится центральной фигурой, но даже если это не так, необходимо уделить внимание фигуре зрителя в контексте так называемого «зрительского поворота», характерного не только для изучения театра, но и других областей (в частности, фотографии, современного искусства).
Не менее важно, когда и актёр и режиссёр и зритель пытается найти понимание не только общего посыла спектакля, но и каждой проигранной сцены. Для чего она?
Допустим, спектакль создан, но вписан ли он в «сегодня»? Конечно, само понятие «сегодня» размыто. Тем не менее, если современный театр обращается, например, к классическому материалу, значит, видит в нём актуальность? Избитое «ведь классика всегда актуальна»… Но так ли это на самом деле? Или какие-то темы имеют право на то, чтобы просто уйти в историю? Они уже не вписываются в острую фазу происходящего?
И, конечно, также важна актуальность современных спектаклей в медиа-пространстве, активная реакция на них зрителей там, в соцсетях, на форумах и интервью, где формулируются и проговариваются взаимные ожидания зрителей и режиссеров.
Всё это позволяет понять театр как явление современной культуры, в непростой сети взаимосвязей.
Кищик Елена