«Новая форма жизни»: мастерская будущего

Расширяются рамки современной театральной коммуникации, и мы актуализируем вопрос о месте театра в современном обществе, в городской среде.

Главной фигурой, интересующей современных исследователей театра, сегодня зачастую становится зритель. Режиссеров интересует вопрос, как сделать зрителя полноправным субъектом со-творчества.

Особенный интерес  представляет такое относительно новое явление, как «обмен ролями», когда не зрители наблюдают за актерами внутри спектакля, а наоборот. В какой-то момент зрители и их реакции сами становятся объектом наблюдения актеров и режиссера.

Этому вопросу посвящено исследование одного из исследователей перформатизации искусства – Э. Фишер-Лихте. Переход от понимания зрителя как со-участника, сугубо наблюдающего, к позиции активного со-участия и интенсивного интерпретационного сотрудничества в пространстве спектакля.

Так в современных театральных постановках часто именно зритель становится центральной фигурой, но даже если это не так, необходимо уделить внимание фигуре зрителя в контексте так называемого «зрительского поворота», характерного не только для изучения театра, но и других областей (в частности, фотографии, современного искусства). 

Не менее важно, когда и актёр и режиссёр и зритель пытается найти понимание не только общего посыла спектакля, но и каждой проигранной сцены.  Для чего она?

Допустим, спектакль создан, но вписан ли он в «сегодня»? Конечно, само понятие «сегодня» размыто. Тем не менее, если современный театр обращается, например, к классическому материалу, значит, видит в нём актуальность? Избитое «ведь классика  всегда актуальна»… Но так ли это на самом деле? Или какие-то темы имеют право на то, чтобы просто уйти в историю?  Они уже не вписываются в острую фазу происходящего?

И, конечно, также важна актуальность современных спектаклей в медиа-пространстве, активная реакция на них зрителей там, в соцсетях, на форумах и интервью, где  формулируются и проговариваются взаимные ожидания зрителей и режиссеров.

Всё это позволяет понять театр как явление современной культуры, в непростой сети взаимосвязей. 

Кищик Елена

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять