Народная речь и средства художественной выразительности в произведениях Ивана Басаргина

 

В рамках проекта «Литературное наследие Басаргина» библиотека им. И.У. Басаргина организовала два лингвистических мероприятия для школьников, приуроченных к Международному дню родного языка.

15 февраля с учащимися 5 «М» класса МБОУ «СОШ № 64» проведен урок открытия новых знаний «Изобразительно-выразительные средства языка в рассказе И.У. Басаргина «Ветка клёна». Школьники расширили свои знания в ходе работы с таблицей «Средства художественной выразительности», обратив особое внимание на олицетворения (глагол употреблён в переносном значении, когда персонаж не человек, но наделён человеческими качествами) и другие средства выразительности, которые создаются на основе переносного значения – метафоры.

После аналитического прочтения текста рассказа «Ветка клёна» привели примеры олицетворений и метафор, использованных в описании природы родного края (например, «солнце уже припало к сопкам, сейчас унырнёт за них», «души чисты» и др.)

В завершение занятия наметили темы творческих заданий по рассказу «Ветка клёна» и рассказам о бурундучке  И.У. Басаргина.

16 февраля занятия в формате филологического поиска «Народная речь в рассказе И.У. Басаргина «Жила самородная» с учащимися 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классов МБОУ «СОШ № 64 г. Владивостока»  открылись беседой о родном языке. Повторили, что вкладывается в понятие «народная речь». Отметили, что наиболее близким ему является просторечие.

Творчество самобытного приморского писателя Ивана Ульяновича Басаргина отражает жизнь простого народа. Родился он на хуторе Лужки, где было чуть больше десятка дворов, в самом сердце Сихотэ-Алиня в семье крестьянина-охотника, жил и рос среди простых людей и многие образы героев его рассказов, их народная речь, в которой много примеров непринуждённой, сниженной разновидности употребления языка, пришли в тексты из его детства и юности. Школьники с интересом прочитали отрывок из отчасти биографического рассказа «Жила самородная», в котором широко, на всех языковых уровнях, представлена стихия народной речи.

В завершение занятия  выполнили письменное задание: составили несколько предложений с просторечными и диалектными словами, встреченными в рассказе «Жила самородная», отметили, что в народной речи в рассказе широко представлены просторечия, звучащие живо и образно, особенно на фоне нарочито литературной речи корреспондента, прототипом которого был сам автор рассказа.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять