Победе – 75. «Солдат моей семьи»: Коваль Федор Антонович

 

О своем прадедушке рассказывает Уздимаева Софья, читательница библиотеки №16

История солдата

Мой прадедушка, Коваль Федор Антонович родился 28 марта 1913 года в селе Кролевец Шкотовского района Приморского края.

Свою трудовую деятельность он начал в1928 году работая учеником в ЦРК г. Владивостока. В 1930 году окончил семилетку и поступил во Владивостокский морской техникум на судоводительское отделение. В 1935 году, закончив морской техникум, пошел работать в Дальневосточное Госморпароходство на должность помощника капитана, а в апреле 1940-го стал капитаном.

В 1941 году, 13 июля, был призван в ВТФ ТОФ. Сначала Федор Антонович служил командиром учебного тральщика. А летом 1942 года был направлен на курсы военных лоцманов. После трех месяцев обучения он был направлен в бухту Валентин.

Когда началась война с Японией, мой прадедушка водил суда с десантными войсками в Корею, потом почти год работал на подходе к порту Юки, ВПЛ (военно-лоцманский пункт) размещался в корейской деревне Сейсюре.

Мой прадедушка принимал участие в лоцманском проведении судов по ленд-лизу, передаче взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия от США.

Наиболее безопасным и удобным маршрутом поставки грузов по ленд-лизу является тихоокеанский путь от Аляски на Дальний Восток. Но и на этом пути возникли свои трудности, связанные уже с Японией. В 1941-1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. Восемь судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами.

Прежде чем попасть во Владивосток или Находку, суда из пролива Лаперуза, из Татарского пролива и из Цусимского тоже шли в бухту Валентин, и на берегу которой находятся рыбацкий поселок, рыбозавод, а к осени 1942 года был организован военно-лоцманский пост в бухте Валентин.

Проводки судов были чрезвычайно трудны и опасны. От Валентина до Владивостока среди минных полей нужно было проходить 132 мили. Караваны водили по очереди. За судном, на котором шел лоцман, следовали еще два-три, очень редко, если небольшие, то и четыре судна. Иногда шел сдвоенных караван - до 10 судов, его вели два лоцмана. Многие пароходы были, старые, тихоходные. Если из Валентина выходили утром, примерно за 12 часов добирались до Владивостока. Большие отрезки пути шли под самым берегом - там было безопаснее. Если выходили днем, отстаивались ночью в подходящей бухточке и утром продолжали движение. Днем, в ясную погоду, мину можно заметить метров за 300 при условии спокойного моря. При свежем ветре ее могли высмотреть только очень натренированные люди. Напряжение не покидало лоцмана ни на минуту. Водили суда в светлое время суток, при большой необходимости ночью в тихую и ясную погоду и в отсутствии тумана. Во Владивостоке лоцману был небольшой отдых, часто одна ночь. Кто жил там, иногда до дома не успевал добраться, и - обратно в Валентин с караваном судов, идущих, как правило, в балласте, через те же минные поля, в любую погоду, лишь бы суда были готовы к отходу.

Прадедушка в своих воспоминаниях утверждал (информация от моих родителей), что интенсивность движения судов была в военные годы во Владивостокском порту несравнимо большей, чем за все послевоенные годы. Это его утверждение подкрепляет сохранившая у него справка, в которой написано «Старший лейтенант Коваль Федор Антонович, плавая в качестве военного лоцмана на линии – Владивосток - Валентин и обратно, протяженностью 132 мили, в усложненных условиях сделал самостоятельных проводок 303. Проведено судов общим тоннажем 2 896 902 тонны». Это почти 3 миллиона тонн, более тысячи судов за 3 года. Лоцманов, по его словам, в Валентине работало до12 человек. Значит, все вместе они провели во Владивосток и обратно более 10 000 судов.

Мой прадедушка был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За победу над Японией» и множество других наград.

Демобилизовался Федор Антонович в августе 1947 года и до 1990-го работал лоцманом и старшим лоцманом в торговом порту Владивостока.

Ни одной аварии не числилось в его послужном списке. Федор Антонович пользовался большим уважением во Владивостокском порту. Не случайно ему поручили швартовать крупнейший в стране пароход «Советский Союз». Он находил время и на преподавание, читал навигацию на курсах штурманов дальнего плавания. Как говорил мой дед, лоцман должен обладать тремя основными качествами: отличным глазомером, самообладанием и находчивостью. Выполняя свою работу, лоцману не следует торопиться, но он обязан делать все как можно быстрее. Всеми этими качествами он обладал и успешно их применял на практике.

Умер Федор Антонович 7 июня 1999 года в возрасте 86 лет. Я горжусь своим прадедом и благодарна ему за мужество, отвагу, преданность Родине и за Победу, позволившую мне жить в свободной стране и верить в светлое будущее. Его подвиги мы будем помнить всегда, и рассказывать своим детям.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять