Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

Виртуальная выставка «История города в темах граффити»

Библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского продолжает реализацию данного проекта, начатого в 2020-м году.  Всего было разработано девять тем.

Тема № 10 «Появился Бурлюк. Вид наглый» *, посвящена граффити, созданному во Владивостоке совсем недавно – летом текущего года. Местом была выбрана стена здания на улице Пограничной, 6. Эта глухая стена, обращенная в Сквер городов-побратимов Владивостока, не раз использовалась в качестве «холста» для росписи – фото 2014 года:

Музыкальную тему сменила экологическая — граффити «Мусорный кит» — работа, созданная французскими художниками Полом Ресенкуром и Саймоном Роше в 2019 году:

Изображение кита, завернутого в пластиковый пакет, в начале июля 2021 года полностью закрасили, объяснив аварийным состоянием стены и необходимостью ее срочного ремонта. Далее, как сообщалось в СМИ: Вечером в субботу, 24 июля, на стене здания на Пограничной, 6 появился набросок портрета одного из основателей футуризма, поэта и художника Давида Бурлюка.

Как разъяснил в одном из интервью Павел Шугуров: «Изобразить знаменитого футуриста решили по двум причинам: Давид Бурлюк жил во Владивостоке до эмиграции, и его образ панкующего классика будет сочетаться с оформлением нового заведения».

Сначала по поводу нового заведения: оно сменит просуществовавший немало лет на первом этаже рассматриваемого здания музыкальный бар «Мумий Тролль»:

Собственник помещения на первом этаже, отремонтировавший стену, где был рисунок «Мусорный кит», готовит открытие ресторана «Унесённые ветром». Сейчас ведется оформление наружной стены со стороны улицы Пограничной и за углом – в сквере городов-побратимов. Один из фрагментов нового оформления («классика и панк»):

В качестве же росписи всей стены, «освобожденной» от «Мусорного кита», владелец помещения, в котором раньше находился бар «Мумий Тролль», согласился видеть образ Давида Бурлюка, предложенный участниками творческого объединения «33+1». Художник, появившийся на свет 139(!) лет, оказался созвучным представлениям современных живописцев и органично вписался в облик сегодняшнего Владивостока.

В прошлом веке о Бурлюке вспоминали преимущественно в связи с Маяковским. В 1911 году Владимир Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и познакомился с Давидом Бурлюком. Оба были, как известно, одновременно и художниками и поэтами. Впечатление, произведенное Бурлюком, Маяковский лаконично и ярко описал в ныне регулярно цитируемых автобиографических заметках: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались». Свое впечатление от Маяковского Давид Бурлюк опишет позднее в своих воспоминаниях: «Маяковский тех, уже далеких лет был очень живописен. Он был одет в бархатную черную куртку с откидным воротником. Шея была повязана черным фуляровым галстуком…»

Нам со школьных лет помнится манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором оба в компании с Кручёных призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Нарочито эпатажная форма текста манифеста старательно поддерживалась внешностью.

урлюк в этом особенно преуспел — «человек, прищуренный на один глаз», — лишившись в детстве во время игры с родным братом левого глаза, он сделал необходимость ходить со стеклянным глазом частью собственного стиля. Привлекая внимание к особенностям своего лица, Давид еще и разрисовывал его (например, известный портрет с тщательно вытатуированной на щеке лошадкой), вдевал в одно ухо затейливую, расшитую бисером серьгу, а голову венчал цилиндром. На владивостокскую стену Бурлюк перешел с еще более известного портрета:

Эпатажный Бурлюк предвосхитил появление панков – эта субкультура, если верить Википедии, возникнет в конце 1960-х — начале 1970-х годов и в странах, далеких от России (в Великобритании, США, Канаде и Австралии). Художники ХХI века тщательно воспроизвели все черты и особенности лица и облика Давида Давидовича, уделив особое внимание рисунку на правой щеке, занимавшему «территорию» от линии рта до брови: птичка на ветке. Не забыли и про объемную серьгу в правом же ухе.

На голове цилиндр – на его фоне стали незаметны два небольших окна в верхней части огромной стены. От отмеченного в мемуарах современника Бурлюка художника Владимира Милашевского «приличного длинного сюртука нотариуса» в росписи осталась лишь самая верхняя часть, но «мягкий отложной свежий воротничок» налицо. В правой руке поместили лорнет – какой без него Бурлюк?!

Портрет художника и поэта выполнен в черно-белых тонах, как на фотоснимке; стена кремовая, а за стеклами лорнета ярко-розовые пятна… Напоминание о многоцветье мира, любви Бурлюка к ярким цветам — как в костюме, так и в собственной живописи?

«… Появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук.»:

(Фото автора- 15.09.2021г.)  Составной частью граффити стала надпись: «100 лет назад сюда заглядывал футурист Давид Бурлюк». Уроженец Харьковской губернии, создавший более 20 тысяч картин и добившийся признания в трех странах мира, Бурлюк почтил своим присутствием и Владивосток. Тема его пребывания в наших краях подробно разработана краеведами. Первым об «Отце русского футуризма» написал в начале 1990-х в очерке из цикла «50 знаменитых гостей Владивостока» В. А. Щербак (о нем шла речь в пятом выпуске проекта «Наши» библиотеки имени Муравьева-Амурского). «Собрав по крохам, где только мог» биографию Бурлюка, первопроходец Щербак предложил «читателям небольшой очерк о нем». Теперь же вниманию исследователей предлагается целая книга из знаменитой серии «ЖЗЛ» (автор Евгений Деменок, год выпуска – 2020).  Пожалуй, сегодня яркая и многогранная личность Бурлюка становится интереснее фигуры Маяковского.

Напомним только, что во Владивостоке Давид Бурлюк находился в 1919-1920гг. По воспоминаниям Николая Асеева, «Бурлюк жил с двумя детками и женой за сопками, в Рабочей слободке… в парикмахерской, брошенной владельцем. Комнаты были заняты нарами, книгами и холстами для картин».  Здесь он вел активную общественную и творческую жизнь, устраивал выставки и конкурсы, писал статьи и создавал иллюстрации.  Историк-краевед С. Л. Корнилов выявил все живописные работы, созданные Бурлюком в нашем городе, проследил их дальнейшую судьбу и описал небольшую коллекцию произведений мастера, которой на сегодня располагает Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Присутствие Давида Бурлюка также можно ощутить еще в одном месте Владивостока – в Старом дворике ГУМа (фото 15.09.21г.):

Здесь образ нашего футуриста возник еще в 2017 году — в связи с реализацией арт-проекта «Гости Старого дворика ГУМа». Здесь он в полный рост и как бы вровень с нами. В таком виде он выступал перед публикой и прогуливался по Владивостоку, как, впрочем, и другим городам. Обратимся вновь к мемуарам В. Милашевского: «Бурлюк удивлял своим костюмом! /…/ Он часто отводил борта своего сюртука, и зритель мог любоваться его жилетом, парчовым, сшитым из старой ризы попа! Типичные византийские цвета, старое золото на темно-бордовом фоне!»

Заметили ли ту же птичку на ветке? И серьга на месте!

В этом уголке Старого дворика ГУМа Давид Давидович не один. Из окна на него смотрит японка с веером:

Японская диаспора во Владивостоке того времени не просто существовала, но была внушительной численности, однако, здесь можно усмотреть и намек на дальнейшее место проживания Бурлюка. В том же 1920-м он эмигрировал в Японию, где провёл два года, плодотворно занимаясь живописью. Где бы ни находился этот художник, он непрерывно работал, считая это «инстинктом эстетического самосохранения». Денег от проданных работ хватило на переезд в США – в 1922 году. В 1956 году впервые после эмиграции Давид с женой Марией посетили СССР. В августе 1965-го они приедут вторично.  Умер «русский и американский поэт и художник украинского происхождения» 15 января 1967 года (в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк) – на 85-м году жизни. Жена, будучи на 12 лет моложе, пережила его только на шесть месяцев и пять дней. Их прах был развеян над Атлантикой. У них было два сына. Потомки живут в США и Канаде.

Давид Бурлюк нарисовал тысячу портретов жены.

А это – «Японка, сеющая рис».1920г.:

Дмитрий Нагиев, исполнивший роль Бурлюка в фильме «Маяковский. Два дня». 2011г.                

Из отзывов: «За исключением Дмитрия Нагиева, который сыграл, может быть, и хорошо, но на Бурлюка не очень похож».

*«… Появился Бурлюк. Вид наглый» – цитата Владимира Маяковского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!