Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

«Мы празднуем Лицея день заветный»: виртуальная выставка к 210-летию со дня основания Императорского Царскосельского лицея

 

Императорский Царскосельский лицей, основанный по велению императора Александра I 19 октября 1811 года, является уникальным историческим наследием не только города Пушкин, но и всей России, поскольку его выпускниками стали очень известные и уважаемые люди, в разные времена принесшие нашей стране величие и славу.

Пожалуй, самым прославленным лицеистом, имя которого знают абсолютно все жители России, стал Александр Сергеевич Пушкин, чьи стихи в многотысячных экземплярах и на разных языках мира можно встретить почти в любой европейской стране.

Среди учителей стоит отметить преподававших тогда в лицее: русского юриста и профессора Александра Петровича Куницына, преподавателя военных наук Фёдора Богдановича фон Эльснера, швейцарского профессора французской словесности Давида Ивановича де Будри, филолога Николая Фёдоровича Кошанского, а также Александра Ивановича Галича, специалиста по русской и латинской словесности.

Уровень знаний, получаемых учащимися в лицее был очень высоким, поэтому учебное заведение по своему образовательному статусу приравнивалось к университету. Молодым людям здесь преподавали иностранные языки, математику, физику, философию, историю, музыку. Отдельное внимание уделялось основам нравственности, этикету, манерам. Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию. Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля. Для педагогов было крайне важным заложить в них не только знания того или иного предмета, но и правильные нормы поведения в обществе.

Лицей жил особой для того времени жизнью. Разумное чередование учебных занятий и прогулок, чтение книг в библиотеке, встречи с друзьями, музыкальные и театральные вечера, летние прогулки по парку, зимние поездки на тройках, катание на коньках — всё это делало жизнь лицеистов насыщенной и разнообразной. Одной из особенностей нового учебного заведения было поощрение литературного творчества воспитанников. Сочинение стихов, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание рукописных литературных журналов — всё это способствовало тому, что будущие государственные деятели учились свободно и легко излагать свои мысли, лучше узнавали друг друга, а также скрашивало досуг.

Сама обстановка Царского Села с его памятниками, дворцами, прекрасными парками, заповедными уголками, тенистыми аллеями, озерами, пишущими преподавателями и директором способствовала творчеству лицеистов.

9 июня 1817 года наступил день окончания Лицея для первых воспитанников. Сколько раз они мечтали об этом дне, строили планы на будущее, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. Когда-то лицеисты сравнивали Лицей с тюрьмой, крошечные комнатки с кельями, теперь же предстоящая «разлука с товарищеской семьей была тяжела», — вспоминал Пущин.

Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и во флот. Каждого ждала своя дорога: преуспевающего государственного чиновника; полная опасностей и риска жизнь военного или морского офицера; участь государственного преступника, участника восстания; судьба тихого сельского помещика.

Но за делами повседневной жизни они не забывали о своём «отечестве», Царскосельском Лицее. Они будут отмечать «день рождения» Лицея 19 октября.

Лицей просуществовал в Царском Селе до 1843 года, затем был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

Учебное заведение воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, — это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!