Литературоведческий анализ художественного текста на примере произведений Ивана Басаргина

 

18 января библиотека им. И.У. Басаргина провела занятие с учащимися 7 «А» класса МБОУ «СОШ № 64» по одной из форм устной речи – диалогической.

Используя рисунки и примеры, представленные на слайдах электронной презентации, рассмотрели отличие диалогической речи от монологической, цели её использования в художественном тексте. От составления схемы «Виды диалогов» перешли к беседе о диалогах в произведениях И.У. Басаргина. На примерах отрывков из рассказов писателя показали, что диалоги помогают выявить скрытый потенциал героев, отразить характер и особенности психологии героев; рассмотрели оформление диалога при письме, обратили внимание на то, что если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире, а продолжение реплики пишется с прописной буквы, если продолжение является самостоятельным предложением; что каждая реплика пишется с новой строки, с прописной буквы и перед репликой ставится тире.

На примерах из рассказов И.У. Басаргина показали, что в диалогах речь героев произведений эмоционально окрашена, отражает не только их внутреннее состояние, но и взаимоотношения, служит средством речевой характеристики персонажей.

В заключение занятия прозвучали диалоги из рассказов И.У. Басаргина («Открытие миров», «Прощай, Мишка!», «Винтовка») в исполнении учащихся класса. Анализируя фрагменты текстов, показали душевные качества героев, их характеры. Например, выявили, что в новелле «Винтовка» в репликах находившегося на грани жизни и смерти главного героя и пришедших к нему на помощь охотников автор употребляет диалектные и просторечные слова, которые служат усилению выразительности и изобразительности при показе эмоций выжившего паренька, принятии непростого волевого решения старшины бригады охотников, членов охотничьей команды, убеждавших отдать юному охотнику боевую винтовку, подчеркнули, что характер проявляется именно в действии.

В заключение занятия школьники выполнили тестовое задание и практиковались в пунктуационном оформлении диалогов.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять