В библиотеках Владивостока продолжаются познавательные мероприятия в рамках программы «Наследие»

 

С начала лета текущего года в муниципальных библиотеках Владивостока стартовала программа по родоведению «Наследие»: «Я → Семья → Род → Народ». В рамках проекта его участники узнают больше об истории своей семьи, своего рода.

17 июля библиотека № 15 (ул. Волкова, 11) провела первое занятие по теме родоведения. Заинтересованными слушателями новой программы стали ребята, посещающие студию «Дай пять». Первое занятие – знакомство с традиционной исконно русской семьей. Это в первую очередь семья, которая насчитывала более 7 – 10 человек под одной крышей. Дом, в котором живут два, три поколения считался родовым поместьем, его не продавали, не разрушали, род продолжался, пока по мужской линии не прерывался. Поэтому мужчины, носители фамилии всегда стремились иметь сына. Семейные ценности передавались из поколения в поколения от старших – к младшим.

Зачитали рассказ Виктории Токаревой «Самый счастливый день». Рассказ открывает в привычном – необычное, в знакомом – нечто новое, в сегодняшнем дне – связь с прошлым и будущим. «Самый счастливый день» — сочинение восьмиклассницы, она описывает поездку с папой к своей бабушке, о том, как все сидели вместе на кухне и ели рыбу. «У меня глаза папины, у папы бабушкины…Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка — корни, папа – ствол, а я – ветки, которые тянутся к солнцу». Это и есть кровная связь человека с близкими людьми. Ребята старались вспомнить своих не только бабушек – дедушек, но и прародителей, первого поколения своих фамилий. Глаза, особенно мальчишек, просто горели желанием узнать свои генологические корни, новая программа всем понравилась, для закрепления материала начинающие родоведы попрактиковались в составление своей родословной на примере семьи Кирилла М. Он знает, как зовут его прабабушку и прадедушку, тем более деда и бабушку, этот материал и взяли за основу. Старались все развесить на ветвях «родового древа» взаимосвязь поколений. Ребята решили использовать свои первые навыки дома, расспросив родителей о своих родовых корнях.

Библиотека № 8 (ул. Приморская, 5) организовала для воспитанников МДОУ «Детский сад № 80» познавательный час «Моя семья, моя родословная». В ходе встречи ребята узнали, о том, что каждый человек принадлежит не только к своей семье, но и к своему роду. Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, папах, бабушках и дедушках, братиках и сестричках. Большое внимание было обращено семейным традициям: праздничным, культурным, трудовым. Радует, что во многих семьях существует традиция чтения книг на ночь детям. В доступной форме ребятишки узнали, что такое генеалогическое дерево, и как важно составить его в каждой семье. Для юных участников был организован увлекательный мастер-класс по изготовлению счастливого домика.  Каждый ребенок получил макет родословного дерева, который они создадут вместе с родителями.

18 июля в библиотеке № 10 (ул. Верхнепортовая, 76) прошла беседа со школьниками по родоведению. С юными читателями беседовали о происхождении традиционных русских имен и имён разных народов России, о значении имён и истории возникновения отчеств и фамилий; познакомились с видами семейного древа. Заинтересовавшись историей семьи, дети с большим интересом искали свои имена в «Словаре русских личных имен» Н.А Петровского и книге А.В. Суперанской «Ваше имя?», а чтобы понять происхождение фамилии смотрели значение слов в «Толковом словаре» В.И. Даля. Многие ребята с восторгом рассказывали о своих предках и о том, как они создавали свое семейное древо.

17 июля сотрудники библиотеки им И.У. Басаргина (ул. Юмашева, 8) организовала мероприятие, в ходе которого дети из детского сада общеразвивающего вида № 109 г. Владивостока знакомились с семейными реликвиями. Дети радостно приветствовали ведущую, наперебой рассказывая, что выполнили домашнее задание и вместе с родителями нашли фотоальбомы со старыми фотографиями, расспросили о тех, кто был на них изображен. Из «бабушкиного сундучка» ведущей были извлечены и другие предметы – реликвии, связанные с её семьей, сопровождаемые интересными историями: фарфоровый олимпийский Мишка — символ Олимпиады 1980 года; школьный, заполненный и раскрашенный от руки, фотоальбом со старыми фотографиями, клястер – специальный альбом с марками (что такое «марка» никто из ребят не знал, каждый смог выбрать одну марку себе на память), постоянно пополняемая семейная коллекция колокольчиков, а также детские книги, которые были изданы более 50 лет назад: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», К. Паустовский «Стальное колечко», У. Дисней «Том и Джери» и другие. Книгу А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» прочитали вслух, поразились.

В библиотеке № 20 (ул. проспект 100-летия Владивостока, 128-а) для младших школьников из Детского развивающего центра «Дай пять!» проведен час познания «Семейный альбом. История семьи. Создаем древо». Ведущий проекта Елена Янсон подготовила рассказ – презентацию о генеалогии, о том, как важно знать и изучать историю своей семьи, своего рода. В доступной форме дети получили новые знания и закрепили уже имеющиеся. Ведь некоторые из них уже имеют опыт создания генеалогического древа. Детям предложили попробовать создать древо семьи с помощью шаблонов.

В библиотеке № 12 (ул. Калинина, 281) для ребят из пришкольного лагеря «Ступени» прошел познавательный час «Имена в нашей жизни звучат не случайно». В ходе беседы ребята познакомились с историей возникновения имён с древности и узнали, что имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и творчество народов. Ребята узнали толкования своих имён, откуда они к нам пришли, вспомнили литературные произведения, где упоминаются славянские имена.

Библиотека № 16 провела познавательный час «Путешествие в историю имени» для воспитанников ДОУ № 68. Библиотекари познакомили ребят с важным документом — «Конвенцией о правах ребенка» — правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребёнка. А Статья 7 документа гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства». Библиотекари рассказали, что у славян в древности было несколько имён, которые могли быть внутрисемейными и прозвищами. В дохристианскую эпоху среди восточных славян и использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. И давалось, как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался по внешнему признаку, в других – по личным качествам, по положению в семье, по отношению к нему родителей, а иногда – по роду занятия. Древнерусские имена не исчезли бесследно, они стали самыми массовыми русскими фамилиями.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять