21 сентября библиотека № 11 им. И.У. Басаргина побывала в гостях у школы № 64, чтобы поговорить про осеннюю тематику в произведениях приморских писателей, поэтов и художников.
Ребята посмотрели репродукции «осенних» картин приморских художников: самоцветные пейзажи Джона Кудрявцева, написанные в начале двухтысячных в долине реки Муравейка (Анучинский район), сияющие золотистыми, лиловыми и коричневыми цветами картины кавалеровского живописца Сергея Чурсина; пейзажи уссурийских художников Виталия Углова, Александра Ткаченко и Владимира Серова; городские пейзажи Оксаны и Евгения Осиповых, очень тонко передающие особую атмосферу Владивостока.
Получив такой эмоциональный настрой, школьники обратились к осенним зарисовкам в произведениях приморских писателей и поэтов. Вспомнили, как ярко и необычно изобразил приморскую «осень самоцветов» Иван Ульянович Басаргин, прочитали отрывок из стихотворения Галины Николайчук, в котором «сентября золотые ресницы в рассветных лучах дрожат»; удивились строкам поэтессы Светланы Плахутиной, которая увидела, как «яблочной шкуркой с ушедшего лета скукожился мёртвый листок на дороге», а прочитав строки Б.В. Лапузина из его «Сентябрьского сонета» о том, что сейчас «природа отмечает сентябрины», попробовали представить осеннее роскошество ярких георгинов. Стихотворение П.С. Комарова «Сборщик желудей», фрагменты текста из повести Ю.В. Вознюка «Таёжная одиссея», где автор отмечает, что он иногда просто сидит и слушает тайгу, и ему «слушать её так же интересно, как и наблюдать», и порой удается подсмотреть какую-нибудь лесную тайну; точные наблюдения М.С. Деменка о том, как «неумолимый сентябрь окрасил листья на клёнах и виноградных лозах в багряный цвет… и кажется, что полыхают костерки, зажжённые таинственным чародеем»; дополнило эти замечательные строки стихотворение С.В. Сучкова из г. Партизанска, посвящённое октябрю, который «баюкает природу, и продолжает листолёт».
Завершилось чтение строками из стихотворений И. Шепеты, М. Щербакова и В.К. Арсеньева, в которых путешественник даёт описание последних осенних дней: «Голые стволы деревьев, окутанные холодным туманом, пожелтевшая трава, опавшая на землю листва и дряблые, потемневшие папоротники указывали, что наступили уже сумерки года. Приближается зима».
В завершение занятия подготовились к написанию сочинения-миниатюры «Моя осень», уточнив его примерный план и объём, а затем каждый учащийся написал синквейн, отражающий его восприятие осени, например,
«Осень
Холодная, противная
Морозит, простужает, впечатляет.
Не люблю осень.
Но красиво.
Или
Осень.
Золотая, ласковая.
Впечатляет, очаровывает, восхищает.
Очень люблю осень.
Обожаю!»
На занятии ребята не только размышляли, читали, высказывали свои мысли, но и учились видеть и оценивать пейзажные зарисовки и находить «изюминки» в произведениях разных жанров. Стремление не только прививать любовь к родному языку, родной природе, но и развивать художественный вкус учащихся вполне осуществилось.