Региональный аспект «Щедрость души, щедрость таланта»

В 1934 г. в Никольск-Уссурийске группа энтузиастов из военнослужащих, участников художественной самодеятельности организовала театральную студию при ДОСААФ. Шестнадцать студийцев впоследствии стали профессиональными актерами военного театра (Рис. 1). Студию возглавил Фирс Ефимович Шишигин (Рис. 2).

Со дня основания военного театра там работали выдающиеся артисты, впоследствии ставшие заслуженными артистами РСФСР: М.Н. Маслов, Т.Г. Миронова, А.Н. Легран, Т.И. Ларина, В.Ф. Пономарева, С.А. Соловьев. Заслуженный деятель искусств РСФСР А.С. Костров (Рис. 3), бессменный главный художник театра ОКДВА, отдал сцене 57 лет. Все они стояли у истоков создания студии, а в дальнейшем – театра ОКДВА. 1 июля 1937 г. студию официально преобразовали в театр Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. К этому времени в штат театра были введены должности актеров из числа военнослужащих. Театр пополнился выпускниками московских и ленинградских театральных ВУЗов. Организовался коллектив в количестве 26 человек.

Художник Николай Ромашкин совместно с Ф.Е. Шишигиным создали ряд спектаклей по пьесам В. Гусева «Слава» (Рис. 4), В. Шкваркина «Чужой ребенок», братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка». В 1938 г. были поставлены спектакли по произведениям В. Шкваркина «Простая девушка», А. Островского «Не все коту масленица», К. Тренева «Любовь Яровая», которые прочно вошли в репертуар театра.

Успехи театра OKДВА отмечали местные органы власти, руководство гражданских театров. Так, краевое управление театральных зрелищных предприятий и администрация краевого музыкального театра в день трехлетней годовщины театра ОКДВА отмечали, что из молодого коллектива театр превратился в мощный отряд советского театрального искусства на Дальнем Востоке. В период 1937-1938 гг. прессинг необоснованных государственных репрессий был настолько силен, что значительно затронул не только многих военачальников, около половины командиров и около трети военных комиссаров полков, но и работников учреждений культуры. Управление театрами предусматривало значительное вмешательство в их дела. Это были годы открытых и закрытых процессов над «вредителями» и «врагами народа». Из системы управления по делам искусств в период с 1936 по 1938 гг. было изъято 69 человек, из них актеров – 50 человек (ГАХК. П-2. Оп. 11. Д. 248. Л. 5). «В Краевом управлении по Делам Искусств до самого последнего времени проводили гнусную работу враги народы. В начале июля месяца сего года разоблачен как враг народа нач. управления Акимов, а до него в период с 1936 по 1938 годы были арестованы четыре «начальника». Враги народа, пробравшиеся в Культпросветотдел крайкома этих людей подбирали и через них осуществляли развал театров», – сообщалось в источнике тех лет (ГАХК. П-2. Оп. 11. Д. 248. Л. 16). Были распущены корейский и китайский театры «из-за засоренности их составов»: в одном китайском театре было арестовано 29 человек «артистов-шпионов» во главе с директором (ГАХК. П-2. Оп. 11. Д. 248. Л. 17).

В докладной записке секретарю Краевого Комитета партии С.М. Соболеву от директора Дальневосточного краевого театра музкомедии Б.А Раева перечисляется ряд фактов, свидетельствующих о совершенном игнорировании театрального обслуживания таких городов, как Комсомольск, Оха, Свободный, Спасск и др., где в этот период совсем не было театров (ГАХК. П-2. Оп. 11. Д. 248. Л. 18). Поднимается вопрос об игнорировании работы с кадрами, политико-воспитательной работы с актерами, культивировании их отрыва от социалистической деятельности. «Репертуар театров строился аполитично, произведения советских драматургов занимают незначительное место. Из 168 пьес, поставленных в 37 году, современных пьес поставлено всего 32. Связи с авторами, драматургами и писателями по созданию пьес на дальневосточную тематику нет. Хозяйство театров доведено до полного развала. В 1937 году театры ввиду бесхозяйственности дали 4 мил. рублей убытка. Театры в отношении производственно-эксплуатационных условий находятся в исключительно тяжелом положении» (ГАХК. П-2. Оп. 11. Д. 248. Л. 20).

В 1937 г. художественный руководитель театра Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии Ф.Е. Шишигин был арестован. В дневниках сам режиссер вспоминал этот период так: «Я уехал на Дальний Восток, воспитал студию и создал театр. Он и сейчас существует… Я никуда не собирался уезжать. Но тут случилось непредвиденное. Меня арестовали. Начались допросы. Допрашивали не только меня, но и тех, кого я учил».

Находясь под арестом, Ф.Е. Шишигин написал пять писем Сталину, отстаивая свою правоту. В 1939 г. его выпустили в числе необоснованно пострадавших от «ежовщины» и он вернулся в Уссурийск. «Когда меня выпустили, восстановили во всех правах, то я сказал ученикам, что не вспомню того, что было – все будет по-прежнему… Продолжим работу, как раньше, – сказал я им. Но оказалось, что не я, а они не смогли забыть того, что говорили на допросах. Я промучился полтора года, вынужден был бросить их и пошел шататься по чужим театрам…».

Невозможно однозначно оценить поступок труппы театра. Она продолжала свою работу, находясь в постоянном напряжении. События, произошедшие с главным режиссером Ф.Е. Шишигиным, внесли смятения в коллектив и, конечно, подорвали его моральный дух. Но все-таки именно Ф.Е. Шишигин сумел заложить крепкий фундамент будущей творческой работы военного театра. Первого режиссера называли смелым, своеобразным художником. В 1951 г. он стал лауреатом Сталинской премии, а в 1964 г. – народным артистом СССР.

В 1945  –  1947 годах Шишигин  – главный режиссёр Ставропольского краевого театра драмы им. В. И. Ленина (ныне — имени М. Ю. Лермонтова). В 1947 – 1950 годах  – режиссёр Московского театра драмы и комедии (ныне Театр на Таганке). В 1950 – 1956 годах – главный режиссёр Сталинградского драматического театра им. М. Горького; раскрыл здесь таланты К.А. Синицына, И. Г. Лапикова, И. М. Смоктуновского, Р. А. Быковой, М. Ф. Горбатовой, М. Н. Соколовой.

В 1956 – 1960 годах – режиссёр Воронежского театра драмы им. А.В. Кольцова; наиболее значителен спектакль «Алексей Кольцов» по повести В.А. Кораблинова; открыл талант Л.С. Броневого. С 1960 по 1978 год  – директор и главный режиссёр Ярославского театра драмы имени Ф. Г. Волкова.

В последние годы Фирс Ефимович был вынужден уйти из театра в связи с очередным конфликтом с отделом пропаганды и агитации обкома партии.

С 1962 года вёл курс в Ярославском театральном училище, в создании и преобразовании его в институт в 1980 году принял активное участие, был профессором. С 2022 года институт носит его имя.

Умер Фирс Шишигин 29 мая 1985 года в Ярославле Похоронен на Леонтьевском кладбище. Гранитный памятник на могиле выполнили воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак.

 

Список источников:

  1. Ваняшова М.Г. Фирс Шишигин: люблю жить в актере // Театральная шкатулка. 2008. №4
  2. Ваняшова М.Г. Парадоксы и прозрения Фирса Шишигина // Северный край. — 30 августа 2008.
  3. Зелов Н.С. Шефская работа мастеров искусств среди бойцов и командиров Особой Дальневосточной армии // Военная литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// militera.lib.ru/docs/da/sb_na_granitse_tuchi_ hodyat_ hmuro/07.html
  4. Кищик Е.В. Политико-просветительская работа Театра Дальневосточного Военного Округа В 1930-е гг. // Гуманитарные исследования. 2017. №2.
  5. Тимофеев Н.Подаривший театру имя // Коммуна. 2008. № 128 (25165).

Главный библиотекарь библиотеки им. И.У. Басаргина

Кищик Е.В.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять