В тесном содружестве «Библиотека–школа» проходят литературные уроки и уроки краеведения для учащихся школ №57, 64

 

В библиотеке им. И.У. Басаргина продолжаются занятия по программе «Басаргинская строка». Занятия по данной программе позволяют реализовать цели изучения русского языка в рамках факультатива в соответствии с государственными образовательными стандартами и формировать знания в области литературного краеведения.

18 декабря прошел урок краеведения с учащимися 10 «А» класса школы № 57. В начале занятия была показана электронная презентация, на слайдах которой кратко представлена история Приморья. Знания закрепили при анализе хронологической таблицы, где еще раз обратили внимание на важнейшие события из истории открытия, освоения и заселения края. Учащиеся серьезно отнеслись к повторению материала, поэтому все успешно справились с тестовым заданием, показав умение соотносить даты и события истории российского Приморья.

Подборка «10 интересных фактов из истории Приморья»: о металлургии чжурчжэней и новых находках археологов; о ПГОМ им. В.К. Арсеньева – музее, который был первым основан на Дальнем Востоке в 1884 году, а в 2015 г. признан самым посещаемым региональным музеем страны; о том, что исторический вид Владивостока до революции был восстановлен в фильме «Пароль не нужен» 1967 г. – первой ленте о Штирлице и др. Далее был представлен обзор книг по истории Приморья. Школьники получили краткие сведения о книгах Ю.Л. Лясоты (в феврале этого года исполнилось 95 лет со дня его рождения): романе «Красная осень» (1965 г.), повествующем о гражданской войне в Приморье, рассказывающем о реальных героях: С.Г. Лазо, А.Н. Луцком и других; романе А.А. Фадеева «Разгром», его героях и прототипах, романах С.П. Балабина, повестях В.Т. Кучерявенко и др. В заключение прочитали отрывки из романов И.У. Басаргина «В горах Тигровых», «Дикие пчелы» и «Распутье» с комментированием отдельных фактов и событий.

В настоящее время в школах нет уроков краеведения, но в течение двух лет на занятиях в библиотеке, в тесном содружестве «Библиотека–школа» стало возможным рассмотреть с учащимися все основные темы курса «Истории российского Приморья»; раскрыть сущность и значение отдельных событий в общем контексте отечественной и всемирной истории; познакомить учащихся с достижениями культуры древних народов Приморья, памятниками культуры средневековья и нового времени, тенденциями и направлениями современной науки и культуры, представить учащимся краеведческую литературу, ознакомить с произведениями И.У. Басаргина – известного приморского писателя, чье имя носит библиотека в микрорайоне школы.

19 декабря учащиеся 7 «В» класса школы  № 64 совершили виртуальное путешествие по местам, где родился и рос И.У. Басаргин, познакомились с некоторыми фактами биографии писателя, его высказываниями, подчеркнули, что его связь с «малой родиной» неразрывна. «Я рождён в этой дикости, в этой глухомани. Тайга всегда была для меня родным домом. Нас не пугали тайгой. Нас учили её любить и холить», – писал Басаргин. – «И куда бы ни забрасывала меня судьба, тихая тоска по тайге зовёт назад. И если бы это было в моих силах, я всё бы бросил и спешил на свою добрую, таёжную родину». Познакомились с людьми, в том числе из родственного окружения писателя, которые стали прототипами его литературных героев.

На каждом столе перед школьниками листы с текстами отрывков из новеллы И.У. Басаргина «Жили мы за синими горами» из книги «Акимыч – таежный человек». С интересом, выразительно, вникая в суть предложенного произведения, ребята прочитали тексты, постарались увидеть, что хотел показать автор. Образному восприятию способствовали сменяющиеся на экране картины природы описанных мест и фотографии прототипов. Охарактеризовали героев текста, отметили незнакомые и непонятные слова и объяснили их; обратили внимание на употребление героями в речи диалектных и просторечных слов, использованные автором эпитеты и сравнения. В ходе беседы постарались выяснить, что хотел сказать И.У. Басаргин, создавая этот текст. Школьники назвали нравственные качества, нравственные законы таежников, и составили кластер на данную тему. После просмотра видеоролика с записью «Песня о родном крае» Е. Крылатова на стихи Л. Дербенева в исполнении Валентины Толкуновой, ребята подобрали близкие по значению слова к слову «Родина» и к словосочетанию «малая родина».

 В заключение занятия прошло обсуждение результатов анкетирования, которое показало, что все ребята класса своей малой родиной считают Владивосток и не представляют своей жизни в деревне, так как привыкли не только к городским удобствам, но и к «динамичной жизни». Ребята единодушно подчеркнули, что слово Родина для них больше, чем просто слово – это  «частица жизни», «Родная Страна».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять