Старшеклассники размышляют о подвиге героев, опираясь на прочитанные ими книги

 

В рамках проекта библиотеки №16 «Что такое подвиг?» старшеклассники школы №2 размышляли о подвиге, о его истоках, о возможности подвига в наше время, давали оценку самим себе о том, смогли бы они совершить подвиг. В своих эссе обращались к историческим событиям и фактам, людям, книгам, вспоминали подвиги, совершенные в разные исторические эпохи, в годы Великой Отечественной войны, совершенные своими близкими людьми.

Сегодня мы обратимся к эссе ребят, которые в своих размышлениях опирались на книги.

Лозовская Анна, для примера о подвиге обратилась к книге Милана Шурича «Рыцарский меч» и М. Шолохова «Судьба человека».

«В книге «Рыцарский меч» Милана Шурича главный герой Денис под страхом смерти смог защитить мешки с порохом от горящих стрел. Несмотря на то, что был еще мальчиком, в тот момент он понимал, что так сможет предотвратить взрыв и пожар, а также спасти всех остальных. Не каждый взрослый отважился бы на такой поступок.

Авторы описывают много подвигов, но есть произведения, где подвиг не связан с самопожертвованием.

Например, в рассказе Шолохова «Судьба человека» главный герой переносит трудное для него время. Ему приходится идти на войну, а в его отсутствие вся его семья погибает. Но, пройдя все эти испытания, после войны он отваживается взять под свое крыло чужого ребенка. После всех испытаний войны он не потерял любовь, доброту и милосердие…. Это действительно подвиг!»

Юзюк Виктория: «О подвигах людей в годы Великой Отечественной войны написано огромное количество книг и стихотворений, посвящено множество песен и сняты сотни фильмов. Одним из таких художественных произведений является «Блокадная книга А. Адамовича и Д. Гранина. Авторы данной документальной хроники рассуждают о значении книг во время войны: «Книга много значила и много делала в Ленинградской блокаде…

От блокады книга сильно страдала. Ее жгли пожары, она гибла при бомбежке, ею, наконец, топили «буржуйки», плиты, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. Но книгу и защищали, ее спасали… Они любили книгу, они служили книге, поэтому они ее спасали».

Это говорит о том, что даже в столь тяжелые военные годы люди не утрачивали человеческие ценности, бережно относились к культурному наследию своей страны. Свою ценность не теряли не только книги, но и все произведения искусства.

Также вспоминая произведения о Великой Отечественной войне, нельзя не упомянуть такие повести Б.Л. Васильева как «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», в которых автор рассказывает о героизме русского народа в годы войны. В произведении «А зори здесь тихие…» говорится о подвиге, совершенном совсем еще юными девушками. Они не должны были допустить попадания врага на территорию нашей страны. Выполнив поставленную перед ними задачу, девушкам пришлось пожертвовать своими жизнями во имя победы. Они совершили настоящий подвиг.

В этом году наша страна будет праздновать 75 лет со дня победы над немецким фашизмом. Наши доблестные солдаты ценой своих жизней освободили страну от врага и подарили нам мирное небо над головой. Они сражались до последней пули, до последнего вздоха, до последней капли крови. Они сражались за Родину…

Так давайте же будем помнить великий подвиг и доблесть солдат Красной армии и чтить их память!

Бесчастных Артем, обращаясь к книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», вспоминает подвиг своего прадеда.

 «Можно вспоминать подвиг летчика Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Желание жить помогло Мересьеву преодолеть все трудности. Он находит в себе силы жить, смог сесть за штурвал самолета с протезами.

Мой прадед, Витрук Андрей Никифорович, тоже отличится в годы Великой Отечественной войны. Он был командиром специального оперативного авиационного соединения. За доблесть и мужество, награжден Орденом Красного знамени, Орденом Суворова».

Костина Елизвета, так же вспоминает подвиг своей бабушки. «Для примера могу привести героя романа — эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» — Тихона Щербатова, выделявшего в отряде Денисова своей ловкостью и отчаянной храбростью. Он совершил героический поступок, когда в одиночку начал сражаться с мародерами в родной деревне.

Также в пример хочу привести героический поступок своей бабушки. Во время Великой Отечественной войны моя бабушка была признана годной к военной службе и направлена работать медсестрой в артиллерийский полк. Она бесстрашно помогала раненым солдатам и вытаскивала их с поля боя».

Цовбун Софья, сравнивает произведения писателей и современное время, подводя итог размышлениям ребят на тему «Что такое подвиг?»

 «Но есть экстремальные ситуации, которые создают героев из самых обычных людей. Такой ситуацией является война. Она ставит людей перед однозначным выбором: я или Родина? Во время войны все становится черно-белым: победа — хорошо, поражение плохо. Война заставляет людей действовать на пределе возможностей: физических, психических, духовных. Никогда нельзя знать заранее, кто способен совершить подвиг, а кто нет. Еще Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал скромного капитана Тушина, чей героизм заключался в честном выполнении своего долга. Для князя Андрея Болконского осознание истинного подвига стало крушением романтических иллюзий. Ведь истинный герой Шенграбенского сражения беспомощен и уязвим в штабе перед лицом лицемерных адъютантов. Героев подобных Тушину, мы можем увидеть в произведениях советских писателей, прошедших Великую Отечественную войну. Многие из авторов сами были фронтовиками: А Астафьев, Б. Васильев, Б. Быков, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Кондратьев и другие. В их книгах отражены факты реальных боев, ситуаций, показан собирательный образ советского человека, вставшего на защиту свой земли. В их героизме нет ничего показного, но есть скромность, достоинство, жертвенность, любовь к людям.

Сегодня идут дискуссии о тех или иных событиях той страшной и беспощадной войны: оправданы ли были многие жертвы, считать ли подвигом абсолютное самопожертвование, если оно не привело к ожидаемому результату. Я думаю, что ответом на эти вопросы может быть диалог двух героев в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Старшина Васьков говорит умирающей Рите, что он положил их всех пятерых, а за что? За канал? Командиру больно, что эти юные девушки погибли. Но Рита отвечает ему словами: «Мы же Родину защищали, а потом канал». В этих словах выражена не только главная мысль повести, но главная мысль подвига советского народа в Великой Отечественной войне: защита Родины была главной целью, ради которой люди были готовы на все. Подвиг непредсказуем, но внутренние источники героизма находятся в сердце, а не в отдельной личности. Это показал нам Б. Васильев на примере своих героинь.

Сегодня мы живем в мирное время, и надеюсь, что на земле больше не будет катастрофы, подобной прошедшей мировой войне. Хочется думать, что подвиг не всегда нужен на Земле. Точнее современное понимание героизма выражается словами: «быть», когда уже нет «могу». Преодолевать обстоятельства своей судьбы, поступать в соответствии с нравственным кодексом, нести свободу, добро и любовь — это на самом деле тоже требует усилий. Но это и значит быть человеком с большой буквы.

В заключении я хочу сказать, что подвиг — это внутреннее и внешнее сопротивление, обретя точку опоры внутри себя. Это способность следовать до конца своим ценностям и утверждать их всей своей жизнью».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять