О героях былых времен…

 

В первой декаде марта 1942 года в портах Англии и Исландии союзники начали формировать конвои с грузами и отправлять их в наши северные порты Мурманска и Архангельска. На палубах и в трюмах кораблей и судов – танки, артиллерия и другая боевая техника, на танкерах – дизельное и авиационное топливо.

Все это – крайне и жизненно необходимо нашей Армии в тяжелейших битвах с фашистами на Северном Кавказе и на подступах к Сталинграду. На эту акцию наших союзников немцы отреагировали оперативно и жестко, переведя в кратчайшие сроки на Север крупную группировку надводных кораблей, включая новейший линкор «Адмирал Тирпиц», три тяжелых крейсера, флотилию миноносцев, сторожевиков и тральщиков, а также 14 подводных лодок. Вся эта армада удобно базировалась в фиордах оккупированной Норвегии, а на аэродромах – до 500 разведывательных и ударных самолетов.

Располагая такими силами, немцам удавалось на первых порах комбинированными ударами надводных кораблей, подводных лодок и авиации отправлять на дно Норвежского и Баренцева морей до 520 и более процентов грузов союзных конвоев, а были случаи и полного разгрома конвоев. Об этом блестяще поведал миру В. Пикуль в своем замечательном романе «Реквием по каравану PQ-17». Книга читается, а фильм, поставленный по этой книге, смотрится со слезами на глазах.

Из 34-х транспортов конвоя PQ-17 в Мурманск дошло с грузом 11, а 23 – утоплены немцами. При этом, на дно Баренцева моря ушло 3350 автомобилей, 430 танков, 210 самолетов и почти 100 тысяч тонн других важнейших для фронта грузов.

На 1942 год Северному флоту была поставлена задача защиты союзных конвоев, доставляющих в наши северные порты важные для фронта грузы. В этих целях потребовалось усиление флота и, прежде всего, поставка подводных лодок. Сделать это в то время можно было только за счет Тихоокеанского флота.

4 сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счет перевода с Тихого океана 6-ти подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» (Л-15 и Л-16) и 4 недавно вступившие в строй «эски» 1-й бригады подводных лодок ТОФ – С-51, С-54, С-55 и С-56. Подготовку лодок и переход надлежало осуществить в обстановке строжайшей секретности и скрытности.

Подводные лодки отправлялись парами. Общее руководство переходом было возложено на командира дивизиона, Героя Советского Союза капитана 1 ранга Трипольского Александра Владимировича (он шел на борту лодки С-51).

25 сентября 1942 года начали из Петропавловска переход подводные лодки Л-16 и Л-15 (Л-16 – командир капитан-лейтенант Гусаров, Л-15 – капитан 3 ранга Комаров), а 6 октября – парами С-51 и С-56; С-54 и С-55. Маршрут – Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор (США) – Сан-Франциско – Панамский канал – Гуантанамо (США) – Галифакс (Канада) – Розайт (Шотландия) – Полярный.

11 октября 1942 года в 820 милях к северу от Сан-Франциско при хорошей видимости и небольшом волнении моря п/л Л-15 и Л-16 следовали в надводном положении со скоростью 11-12 узлов. В этом районе заканчивала патрулирование японская п/л И-25 (командир Мейдзи Тагами) и начала возвращение на базу. На ее борту оставалась одна торпеда (оставлялась в основном на самооборону). На тот момент Япония воевала с США, а с СССР у нее был договор о ненападении.

Покидая район патрулирования, командир японской п/л в перископ обнаружил два идущих в кильватер наших «ленинца». Дистанция до них небольшая, видимость – отличная. О, какая удача! Опытный японский командир понимает, что лодки советские, с советским нейтралитетом, и топить их нельзя. Но тут срабатывает инстинкт охотника и негласное правило подводного пирата: «Топи все, что попало на нить перископа!».

«Боевая тревога, торпедная атака, залп!» Наша Л-16 взорвалась и с дифферентом на корму в 45 градусов через 25-30 секунд навсегда исчезла с поверхности океана. Весь ее экипаж погиб. Радисты из Л-15 после взрыва смогли поймать последнее радио Л-16 – «погибаем от…». На этом передача оборвалась.

30 декабря 1942 года в своей телеграмме Сталину президент США Рузвельт писал: «Выражаем глубокое сожаление по поводу потери Вашего корабля Л-16 с его доблестной командой, и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников также Ваш доблестный ВМФ в дополнение к героическим победам Вашей Красной Армии».

30 июля 1963 года в Петропавловске-Камчатском был открыт памятник экипажу п/л Л-16 с надписью «Подвига не забудем. Гибель не простим».

После окончания войны ответственность за потопление взял на себя Мейдзи Тагами, якобы, тогда он посчитал лодку американской. 3 сентября 1943 года И-25 была потоплена эсминцем ВМС США у берегов Новых Гебрид. Бог шельму метит!

Для перехода на Северный Флот подводным лодкам предстояло за пять месяцев, точнее, за 150 суток (при автономности до 45 суток) пройти два океана – Тихий и Атлантический, и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. И это в условиях жестоких, на грани ураганных, штормов, полярного холода арктических морей, тропической жары Карибов, а также постоянной угрозы атак «неизвестных» японских подводных лодок.

29 октября 1942 года на выходе из базы ВМС США Датч-Харбор п/л С-56 была атакована неизвестной подводной лодкой. Торпеда прошла под днищем и не взорвалась. При доковании в днище обнаружили фрагменты хвостовой части торпеды. По данному случаю истинно верующий человек мог бы справедливо сказать: лодка шла на правое дело – Отечество защищать. Вот Бог и миловал!

В Саргассовом море п/л С-54 еле увернулась от торпеды неизвестной п/л, серьезно повредив себе дизель.

17 ноября 1942 года у побережья Южной Калифорнии п/л С-56 была атакована неустановленной подводной лодкой. Уклонилась, дав полный ход. Торпеда прошла в 50 метрах за кормой.

8-11 декабря 1942 года у берегов Канады п/л С-56 попала в жестокий шторм. Частично затоплена водой, повреждена. Потеряла ход. Снесена на 60 миль от курса. 12 декабря, по прибытии в Галифакс, поставлена в аварийный ремонт.

31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда в подводном положении, на глубине 56 метров п/л С-56 попала под надстройки затонувшего судна, дачей реверса она сумела освободиться.

Наперекор всему к 8 марта 1943 года С-51, С-55 и С-56, пройдя за пять месяцев около 17000 миль, в том числе 113 миль под водой, и, проведя непосредственно в море 67 суток, прибыли в Полярное.

К 7 июня подошли Л-15 и С-54, проводившие в Англии ремонт с установкой, ГАС и РЛС.

Сразу по прибытии все лодки были включены в состав бригады подводных лодок Северного флота. Дополнительно в наш дивизион включили п/л С-1052 СФ (командир – капитан 3 ранга Л.И. Городничий).

«Азиатская эскадра», как в шутку, по-дружески, называли североморцы прибывшее пополнение, активно участвовала в операциях на коммуникациях противника и на защите союзных конвоев. По послевоенным данным, тихоокеанцы потопили 31 и повредили 7 кораблей и судов противника.

П/л С-56 (командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин) за годы войны совершила 8 боевых походов, проведя на позициях 125 суток, выполнила 13 торпедных атак, потопив при этом 4 транспорта, 2 танкера, эсминец и 2 сторожевых корабля.

П/л С-56 стала самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных торпедным оружием целей. Ее окрестили «счастливой»: за 125 суток пребывания на боевых позициях на нее было сброшено свыше трех тысяч глубинных бомб, фашисты 19 раз объявляли ее погибшей (в том числе 6 раз об этом заявил Геббельс), а она до конца войны топила немецкие корабли и суда.

Пока Г.И. Щедрин воевал, в Дербенте умерла его мама, фактически, от голода. «Добрейший, щедрой души человек, отдавший всего себя нам, ее детям», — так вспоминал о ней с душевной болью сам Григорий Иванович.

П/л С-51 (командир капитан 3 ранга Кучеренко Иван Фомич) в семи боевых походах потопила 7 судов и кораблей противника.

П/л С-54 (командир капитан-лейтенант Братишко Д.К.) потопила 5 судов противника. Погибла в 5 боевом походе в апреле 1944 года.

П/л С-55 потопила 4 транспорта противника, повредила 2. Командир капитан 3 ранга Сушкин Л.М. проявил себя мастером торпедного удара. В трех атаках ему удалось поразить одним залпом по две цели! Успешно высаживала на берег противника разведывательно-диверсионную группу, грамотно уклонялась от преследования сил ПЛО, когда на п/л было сброшено 107 глубинных бомб!

Погибла п/л С-55 в 4-м боевом походе в декабре 1943 года в районе мыса Нордкап (возможно, подорвалась на мине от немецких сил ПЛО 8.12.1943). Погибло 52 члена экипажа.

П/л Л-15 (командир капитан 3 ранга Комаров) выполнила 7 боевых походов, активно участвовала в постановке мин на коммуникациях противника.

В феврале 1945 г. Боевые действия подводных лодок на СФ фактически прекратились.

15 июля 1944 года п/л С-51 была награждена орденом Боевого Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года п/л С-56 за боевые заслуги удостоена звания гвардейской.

5 ноября 1944 года Г.И. Щедрин, а 8 июня 1945г. – И.Ф. Кучеренко удостоены звания Героя Советского Союза.

Капитан 1-го ранга в отставке

Участник ВОВ

Владимир Леонтьевич Майстер

Текст полностью сохранен в авторском изложении

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять