22 октября в рамках программы «Басаргинская строка» занятия «Осенняя палитра в произведениях И.У. Басаргина» с учащимися 6 «В» и 6 «Г» классов МБОУ «СОШ № 64» были посвящены осенним зарисовкам сказочно красивой и неповторимой приморской природы в произведениях писателя.
В начале занятия школьники познакомились с тем, что такое палитра, квилт, с тем, как они могут оформить раздаточный материал – осенние листики-стикеры для создания информационного стенда.
Яркому и образному восприятию описания осенней природы в произведениях И.У. Басаргина способствовал просмотр презентации с эффектами анимации осенней природы разных уголков Приморья. Ребят заворожили строки из рассказов «Сентябрь – месяц осенний», «Красота жизни» и других произведений. Они наслаждались красотой художественного слова, картинами осенней тайги: «Тайга увядала, тайга плакала золотыми слезами…», «Вот лёгкий морозец уронил кисею инея на листву, знать, завтра будут новые краски, новые узоры. Тайга, как модница, наряжалась в разные платья, цветастые, неповторимые», «Нет, пожалуй, осени чудеснее на всём белом свете, чем осень в этом краю тигровом. Сопки в жарких кострищax клёнов всех тонов и оттенков, берёзы осыпаны золотом. Тихо шепчутся падающие листья, никнут усталые травы к земле», «Устал ветер. Спят горы средь бела дня. Так сладко спят, что хочется упасть на листовый взлобок, раскинуть руки и тоже заснуть, так же чисто, мирно и глубоко. Тихо. Не загремит меднистой листвой дубок, не качнёт нечёсаной кроной кедр, не взметнётся борода на старой ели. Молчат оголённые осинки. Молчит небо. Не шлёт уже тепла солнце, лишь чуть пригревает. Спит тайга…»
Более других школьников поразили строки И.У. Басаргина о том, что приморская осень – это осень самоцветов. С большим интересом они прочитали отрывок из рассказа «Горит тайга»: «Напрасно называют приморскую осень золотой. Это осень самоцветов. Для каждого дерева, для каждого листочка – свой редкий камень. Вон в каплях росы горят изумрудом кедры, могучие и величественные. Рядом ёжистые ели цвета тёмно-зелёного нефрита, а у реки – малахитовые кусты тальника. И всех оттенков красные камни природа щедрой рукой рассыпала по тайге. Рубинами сияет старый клён: густо, словно алой кровью, брызнули на него, а рядом молодой кленок с листьями розово-красного турмалина. Из-за них, совсем неробко, калина выбросила ягоды, на которых застыли капли росинок и горят кристаллами граната, и листья её похожи на гранат вишнёво-красного цвета. А сколько разных цветов халцедона и кварцита в листве!»
На цветных листиках ребята записали свои пожелания и мнения о прочитанном, отметили, что автор красочно и ярко изобразил приморскую осень, советовали прочитать наиболее понравившуюся книгу и привели цитаты из них, а затем прикрепили стикеры на ветки дерева. Постепенно дерево «обросло» листьями и оно «вспыхнуло» яркими красками.
На занятии шестиклассники не только познакомились с творчеством самобытного приморского писателя, вместе с ним побывали в осенней тайге, учились всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, восхищались красотой и богатством родного языка, но и познакомились с квилтом –информационным стендом, состоящим из отдельных частей-лоскутов и создали свой с целью информирования учащихся своей школы об осенних рассказах И.У. Басаргина, которые они прочитали сами и теперь советуют их прочитать другим.


