В библиотеке рассказали о роли В. Арсеньева в железнодорожном строительстве в Приамурье и на Севере

 

17 ноября в библиотеке им. А.С. Пушкина (БУК) для читателей прошла краеведческая лекция «Последние железнодорожные экспедиции В.К. Арсеньева 1929 — 1930 гг. Восточный БАМ 1932 — 1952 гг.» краеведа и экскурсовода РГО-ОИАК Людмилы Волковой.

Лектор познакомила читателей с процессом воплощения одного из крупнейших геополитических мировых проектов ХХ века. Рассказала читателям об отельном корпусе железнодорожных войск проводившем топографическую разведку будущей трассы и  технических проектах 1937-42гг по участкам: Тайшет — Братск, Усть-Кут — Нижнеангарск, Тында — Зея — Нора, Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (порт Ванино) и сложности их реализации, об особой печально известной системе — БАМЛАГ, о строительстве туннеля под Северо-Муйским хребтом, который по своей протяженности (15 343 м) является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире, а по условиям строительства не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.

Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы 19 века. Еще в 1889 году в селе Боярском на юго-восточном берегу Байкала для обсуждения строительства железной дороги от Байкала к Амуру встретились иркутский генерал-губернатор Игнатьев и амурский губернатор барон Корф. Было совершено две экспедиции на будущий БАМ. Это были группы под руководством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски, но условия, с которыми они столкнулись, были признаны совершенно непригодными. Позже к изысканиям на эту тему вернулся Арсеньев, талантливый писатель, историк-краевед, топограф, исследователь Дальнего Востока, также выдающийся изыскатель железных дорог Приамурского края, который одним из первых он понял всю важность дорожного строительства в Приамурье и на Севере. Основываясь на свои исследования, он не только консультировал специалистов и представителей государственных органов по вопросам проектирования железнодорожных магистралей, но и сам являлся первооткрывателем и первопроходцем железной дороги Волочаевка-II – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

Проекты Арсеньева отличались тщательным технико-экономическим обоснованием, наличием чёткой научной информации о природно-климатических и горно-геологических условиях, рельефе и географии районов, через которые намечалась прокладка трассы, но самое главное, он привлекал возможность сохранить длину пути и значительно уменьшить капитальные затраты. В 1928–1931 годах проект строительства железных дорог обсуждался совершенно серьезно, на уровне партийных съездов.

Лекция сопровождалась многочисленными фотографиями исследователей и непосредственных участников строительства, редких карт того времени, что не могло ни заинтересовать участников мероприятия.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять