Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

О творчестве и персонах литературной плеяды Владивостока 20-х годов: лекция Сергея Корнилова, историка-краеведа

 

Историк-краевед и литератор Сергей Корнилов представил читателям библиотеки № 4 очередную лекцию проекта ВЦБС «Объяснения».

Литературная жизнь Владивостока 1920-х годов была достаточно бурной в связи с потоком беженцев, который хлынул из центральной России на берега Тихого океана во время гражданской войны. В городе нашенском в этот период оказались представители творческой интеллигенции — поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков, Сергей Алымов, Арсе́ний Несме́лов (настоящее имя Арсе́ний Митропо́льский), художники Виктор Пальмов, Михаил Афанасьев и «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. Они активно участвовали в литературной жизни города: литературное кафе «Балаганчик» и стояли у истоков литературно-художественного общества. По окончании гражданской войны футуристы покинули Владивосток  и вернулись в европейскую Россию. Литературную жизнь Владивостока продолжила вторая волна творческой миграции. Спасаясь от давления советской цензуры 1925 г. во Владивостоке оказались друзья Сергея Есенина, имажинисты Рюрик Ивнев и Лев Повицкий и другие столичные знаменитости. В середине 1920-х гг. во Владивостоке открылось Приморское отделение Союза писателей СССР, руководил им Павел Далецкий.  Всё его творчество было связано с Дальним Востоком. Большинство романов Далецкого: «Нергуль», «Концессия», «Тахама»,  «На сопках Маньчжурии», повесть «Зеленый клин» написаны на дальневосточную тему, также здесь были изданы его поэтические сборники «Белый храм», «Иду на Север» и другие.

Лектор Сергей Львович подробно рассказал о судьбе режиссёра и драматурга Доната Исааковича Мечика, написавшего мемуары о литературной жизни Владивостока 20-30-х годов. Донат Мечик с детства сочинял стихи. Начиная с 1924 года, во Владивостокских газетах и журналах, под псевдонимом Донат Весенний печатаются его рассказы, стихи и пародии. Окончив Владивостокскую театральную студию, выступал на эстраде в качестве куплетиста и конферансье, читал со сцены произведения Зощенко. В 1929 г. он переехал в Ленинград и поступил в Театральный институт. Играл на сценах ленинградских театров. В 1934 г. дебютировал как режиссер, работал в Ленинградском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина, где поставил спектакли: «Великий государь», «Кремлёвские куранты», «Стакан воды», «Горе от ума» и др.

В 1938 г. отец Доната был репрессирован и расстрелян, а его уволили из театра. Оставшись без работы, он стал писать эстрадные монологи, скетчи и куплеты, которые исполняли Л. Утёсов, А. Белов, Б. Брунов, Л. Атманаки, актеры В. Меркурьев и Ю.Толубеев. Во время войны Донат Мечик находился в эвакуации в Уфе, где заведовал литературной частью Пушкинского музея. В Уфе, в 1941 году у него родился сын – будущий знаменитый писатель Сергей Довлатов. Именно Сергей Довлатов помог отцу издать мемуары «Выбитые из колеи» Благодаря Донату Мечику и его мемуарам , стало известно, что во Владивостоке в 1920-е гг. жил один самых известных поэтов-песенников и куплетистов того времени — Яков Ядов. Сейчас это имя никому ничего не скажет, но именно Ядову принадлежит авторство многих, ставших народными песен времен НЭПа: «Мурка», «Цыпленок жареный», «Бублики» и др.

В 1926 г. Владивосток посетил Борис Пильняк. Он ездил в Японию, а результатом поездки стала повесть «Рассказ о том, как создаются рассказы». Начинается он так: «Во Владивостоке я был однажды, в последних числах августа, — и навсегда запомню Владивосток городом в золотых днях, в просторном воздухе, в крепком ветре… в море, в небе, в далях, — в черствой той пустынности, которая напомнила мне Норвегию, ибо там и тут земли обрываются в океан лысыми глыбами камней…». Сюжет разворачивается вокруг романа русской девушки Софьи Гнедых и японского офицера Тагаки, случившегося во время гражданской войны во Владивостоке. Недавно в театре им. Горького был поставлен спектакль по этому произведению, называется он «Фрегат София».

Всем присутствующим была крайне интересна информация о творчестве и персонах литературной плеяды Владивостока 20-х годов, собранная историком и краеведом Сергеем Львовичем Корниловым. Наши читатели заинтересовались литературой, которую Сергей Львович порекомендовал к прочтению.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!