Чтение для подростков: как книга может помочь в процессе взросления

Подростковый возраст – самый сложный в жизни человека. Это когда ты уже очень сильно чувствуешь, но пока ещё ничего не знаешь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями. Они вместе ищут свое место в мире, стремятся понять себя, проходят через испытания первыми чувствами и строят отношения со сверстниками и взрослыми. Такие книги очень нужны, чтобы понять, что с проблемами сталкиваешься не ты один в мире, что окружающие тебя понимают и что жизнь – это очень интересно. И не важно, где и когда ты взрослеешь – в Европе накануне Второй мировой войны, в современном мире или далеком и близком будущем – ты учишься принимать взрослые решения, оставаясь пока еще ребенком.

Эти и другие книги можно читать, не выходя из дома библиотекой ЛитРес.

 


Рихтер, Ютта.

Щучье лето: [для сред. шк. возраста: 12+] // Ютта Рихтер; пер. с нем. С. Городецкого; ил. Е. Двоскиной. – М.: КомпасГид, 2013. – 88 с.: ил.

Ютта Рихтер – известная детская писательница современной Германии. Свою первую книгу она написала в пятнадцать лет, когда семья эмигрировала в американский город Детройт, чтобы сохранить для себя родной немецкий язык. Позже она вернулась в Германию, где проживает и поныне. Собственная характеристика, не лишенной чувства юмора Ютты Рихтер, звучит на страничке Интернета так:

«Я родилась там, где живут ясновидцы: в Мюнстерской низине. Моего первого друга в детском саду звали Мартин, и он был глухонемым. Я рассказывала ему сказки, но он никогда не прерывал меня. Позднее, когда мы под Рождество играли сценку про ясли и рождение Христа, я всегда изображала Иосифа, потому что у меня были короткие волосы и громкий голос. В пятнадцать лет я собралась уйти из дома и улетела по обмену школьников в Америку. Но я скучала и боялась, что забуду свой родной язык. Поэтому я начала писать книжку. Когда я вернулась домой, у меня по-немецкому была двойка. Но мою книжку напечатали. Так я стала писательницей, хотя мои родители хотели, чтобы я училась дальше. Ну, я еще немножко поизучала немецкий язык, а заодно и религию, но в основном занималась тем, что выдумывала разные истории. Это я продолжаю делать и сегодня в замке «Вестервинкель» в Мюнстерской низине».

В старинном немецком замке живут две семьи, и пока взрослые заняты своими делами, жизнь детей Анны, братьев Даниэля и Лукаса, идет своим чередом. Стоит жаркое лето, которое началось еще в мае, каждый день светит, но ребята не подозревают, что это будет последним обычным летом. За своими детскими делами и заботами мальчики не сразу замечают, что жизнь их семьи изменилась – мама ребят все время устает, теряет волосы, а однажды ее забирают в больницу. Страшная болезнь разделила жизнь на «до» и «после», чтобы победить страх неизбежного, ребята придумывают себе некое испытание, пройдя через которое можно будет спасти родного человека. Лукас, Даниэль и Анна во что бы то ни стало должны поймать щуку – главного пресноводного хищника – и тогда мама обязательно выздоровеет.

Это удивительно нежная, печальная, но жизнеутверждающая книга, которая может поддержать в трудную минуту. Это история о детях и взрослых, о семье и любви, о вере и надежде.

 


Керр, Джудит

Как Гитлер украл розового кролика / Джудит Керр; пер. с англ. М. Аромштам. – М.: Белая ворона: Albus corvus, 2017. – 206 с. ил.

Эта книга написана по следам реальных событий: семья Джудит Керр бежала из Германии, когда к власти пришел Гитлер. Во время Второй мировой войны Джудит Керр помогала раненым солдатам, впоследствии получила стипендию на обучение в Центральной школе искусств и ремёсел и стала художником. Джудит мечтала стать писателем с детства, но писать и иллюстрировать книги начала только тогда, когда её собственные дети научились читать.

1933 год, над Германией нависает «коричневая чума», к власти вот-вот придут нацисты. Уже устраивают показательные сожжения книг неугодных авторов, евреи становятся людьми «второго сорта», людей начинают преследовать за политические взгляды. Девятилетняя Анна живет обычной жизнью берлинской школьницы, сочиняет стихи, играет с друзьями - как вдруг все резко меняется. Опасаясь преследований со стороны нацистов, ее семья спешно уезжает из Берлина. Ее отец – неугодный власти писатель и все они – евреи. Швейцария, Франция и, наконец, Англия - путешествие затянется на два с лишним года, за которые девочка познакомится с культурой других стран, выучит французский язык и поймет, что значит - быть беженцем. И все это время ее не будет покидать воспоминание о плюшевом розовом кролике, оставленном в берлинском доме. Этот кролик был ее игрушкой с раннего детства, но при переезде нужно было брать минимум вещей, и кролик остался в детской. Игрушка стала символом беззаботного и счастливого детства в Германии, где не было различия по национальной принадлежности, где все были просто – люди.

 


Парр, Мария

Вратарь и море [повесть] /Мария Парр; пер. с норв. Ольги Дробот; ил. А. Леоновой. – М.: Самокат, 2019. – 293 с., ил.

Долгожданное продолжение «Вафельного сердца» норвежской писательницы Марии Парр, прозванной новой Астрид Линдгрен! Герои «Вафельного сердца» Лена и Трилле из бухты Щепки-Матильды подросли — им уже по двенадцать лет, а в этом возрасте все непросто. Нам предстоит прожить еще один год вместе с героями книги – пускаться в невероятные авантюры, вести долгие разговоры обо всем на свете, волноваться за стареющего дедушку и за маму, у которой появились все признаки тяжелой болезни, ссориться из-за девочки-иностранки, которая занимает внимание Трилле, а потом мириться, потому что настоящая дружба – она навсегда. Сорвиголова Лена всерьез увлекается футболом, именно она – тот самый вратарь, который терпит все придирки тренера, сидит на скамье запасных, чтобы в итоге стать лучшей. Остроумная и трогательная книга о дружбе, взаимопонимании, страхе смерти, первой любви, о замечательной поре между детством и взрослой жизнью.

Лоис Лоури — американская писательница, автор более тридцати детских книг, дважды лауреат медали Джона Ньюбери. Она начала свою карьеру как фотограф и независимый журналист, в начале 1970-х .В 1954 году Лоис поступила в Университет Брауна. С тех пор она написала более 30 книг для детей и опубликовала автобиографию. Герои книг американской писательницы Лоис Лоури живут в будущем, но сталкиваются с теми же проблемами, что и современные подростки – дружба, необходимость принимать взрослые решения, поиск своего места в жизни. Лоис Лоури рассказывает о себе и своих книгах: «Мои книги очень разные, но все они - о том, как важны связи между людьми». На первый взгляд писательница знакомит нас с разными реальностями, оторванными друг от друга, но в действительности эти истории очень похожи и связаны между собой, как и все в мире.

 


Лоури, Лоис

Дающий [роман] / Лоис Лоури; пер. с англ. С. Петрова. – М.: Розовый жираф, 2014.- 195 с.

Роман «Дающий» - первый роман-антиутопия, написанный специально для подростков. В книге нет внешней борьбы, насилия, все открытия и борьба происходят во внутреннем мире главного героя Джонаса. Автор показывает идеальный мир будущего без боли, насилия, голода, бедности, но без возможности какого-либо выбора, проявления каких-либо чувств и привязанностей, мира без любви. Но идеальный мир оказывается далеко не радужным – здесь нет места слабым, больным, старикам. В этом мире контролируется каждый шаг человека, и вся жизнь граждан этого идеального мира заранее намечена и заключена в строгие рамки. Перед Джонасом стоит выбор – остаться в этом мире или отказаться от него, чтобы спасти себя и малыша, которого он вопреки запретам успел полюбить.

 


Лоури, Лоис

В поисках синего [роман] / Лоис Лоури; пер. с англ. С. Петрова. – М.: Розовый жираф, 2015.- 216 с.

Вторая часть тетралогии Лоис Лоури, но сюжетно с «Дающим» ее связывает лишь тонкая ниточка. В центре сюжета – девочка Кира – хромая сирота, у которой мало шансов выжить в жестоком мире, где после глобальной катастрофы не осталось ни городов, ни машин, не других признаков цивилизации. Есть лишь мир, где нет места слабым, больным, где нужно уметь постоять за себя, чтобы остаться живым и сытым. К счастью, убить ненужного можно только с разрешения Хранителей, которые дают шанс Кире – обладательнице удивительного дара. Кира научилась у матери искусству подбирать цвета, красить ткани, вышивать, создавать картины удивительной красоты. Суровые Хранители не обладают талантами, но они сильные и умеют присваивать способности других людей, направляя их на свои нужды.

Этот страшный и жестокий мир, воспринимается людьми как правильный и единственно возможный, хотя главные герои понимают, что он может и должен стать другим, даже если ради этого придется пожертвовать своей жизнью.

 


Лоури, Лоис

Вестник [роман] / Лоис Лоури; пер. с англ. С. Петрова. – М.: Розовый жираф, 2017.- 176 с.

«Вестник» - третья часть тетралогии Лоис Лоури, в которой встречаются герои двух предыдущих книг – Джонас и Кира.

Мальчик Мэтти, вечно голодный и грязный сирота, с которым мы знакомимся в романе «В поисках синего», теперь живет со своим слепым наставником в Деревне, которая славится своим гостеприимством. В Деревне ценили людей по их поступкам, в рыночные дни не продавали товары, а просто обменивали, все дети любили и почитали учителя, а жители были рады всем, кто приходил к ним в поисках лучшей жизни. Но что-то зловещее постепенно проникает в Деревню, окружающий лес становится все гуще и ходит по нему становится не безопасно. А главное – меняются люди – на смену радушию и дружелюбию приходит зависть, жадность, жестокость. Даже Мэтти уже не чувствует себя в безопасности в Лесу, но он должен совершить последнее путешествие и полагаться он может только на себя и свой дар. Мэтти очень хочет узнать свое настоящее имя – то имя, которое отражает его способности, он хочет быть Вестником – связным, но его имя мы обязательно узнаем в конце книги. Оно отражает его дар.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика