Литературно-краеведческий час о творчестве дальневосточного писателя Трофима Борисова для девятиклассников провела библиотека

 

Урок краеведения «Певец дальневосточных рек и морей» организовала библиотека № 16 для учащихся  9 «А» класса СОШ № 43. Посвящен он был жизни, деятельности и творчеству Трофима Михайловича Борисова. Ребятам рассказали о том, что известный рыбовод, выдающийся ихтиолог, дальневосточный писатель Трофим Борисов, организовывавший в нивхских стойбищах на Нижнем Амуре первые рыболовецкие колхозы, — современник Владимира Арсеньева. Трофим Михайлович прочитывал большое количество журналов, посвященных науке, в которых были упоминания о невероятных гипотезах и новшествах. Впоследствии некоторые из них нашли место в его произведениях. Но иногда писатель описывал изобретения настолько нереальные для того времени, что даже ученые не могли допустить, что когда-нибудь что-то подобное будет создано. Он предсказал, что сайру будут ловить не сетями, а огромными подъемниками с помощью электросвета. Он разработал метод, благодаря которому по паразитам, чешуе лосося, отловленного в Амуре, можно определить, откуда пришла, где родилась. Борисов был одним из авторов стратегии сохранения нерестилищ лососей на Дальнем Востоке. «Кроме золота в России есть бесценный ресурс — лосось, которого надо беречь», — призывал рыбовод.

Трофим Михайлович горячо любил природу Дальнего Востока. Его перу принадлежит немало увлекательных книг, полезных и для души, и для пытливого ума. Среди них «Тайна маленькой речки», «Сын орла», «Морской старик», «По широким плёсам Амура», «Камчатские сказки». При жизни Борисова называли амурским Жюлем Верном. Н. Сладков, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин и другие выдающиеся популяризаторы животного мира — все они вышли из «борисовской шинели».

Книга «Тайна маленькой речки. Из жизни дальневосточных лососей» появилась на свет в 1927 году в издательстве «Книжное дело». На нее обратил внимание Максим Горький, который тогда жил в Сорренто. Вот что писал Алексей Максимович своему другу Михаилу Михайловичу Пришвину: «Вот еще один упрямец, подобно В. Арсеньеву и Вам, сидит где-то в глуши и работает, работает…». В центре повествования вихрастый мальчишка Петька Обручев. В беспокойной голове его то и дело возникает множество вопросов, на которые он не может найти ответов. Он стремится постичь жизнь кеты, узнать подробности ее развития, питания, проникнуть в тайну маленькой речки, неведомо чем привлекавшей сюда кету из моря.

Трофим Борисов застал последних шаманов и сказителей. Он записывал сказки, которые назывались «нгастуры», ему их рассказывали старики за два-три часа, а были «тылгуры» — сказания на два-три дня. Аборигены меряли расстояние числом выкуренных трубок, а величину сказок — количеством ночей. В 1939 году вышла повесть «Сын орла», которая охватывает период времени первых отношений нивхов с русскими, а именно 1650-1680 годы. В ней отражено все, что было в легендах, собрано с разных мест и при различных обстоятельствах. Создать это произведение, нарисовать широкую картину жизни нивхов в далеком прошлом Трофим Борисов смог лишь потому, что хорошо знал быт и богатый фольклор народностей Дальнего Востока.

В 1940 году в «Детгизе» вышла повесть Борисова «Морской старик». В ней писатель рассказал нивхскую легенду о человеке, который обитал там, где река впадает в море. Когда он водил по воде руками, из них сыпались икринки и катились между водорослей, и обилие рыбы в реках и море зависело от него. Трофим Михайлович создал яркие произведения и о жизни других народов Дальнего Востока. Некоторые из них: «Морской старик», «Дед Сазан», «Сказка про осьминогов», «Туль-туль» – написаны в обычной для писателя увлекательной форме на основе интересного, неизвестного в литературе фактического материала.

Борисов был за то, чтобы оставались на Амуре медвежьи углы. Как ни дорого «черное золото», оно не должно вытеснить реки и леса, охотничьи избушки и оленьи упряжки. А еще Борисов оставил табу. Они были для аборигенов своеобразными неписаными законами об охране окружающей среды: не мучай раненого зверя, не убивай спящее животное, не бери чужую добычу.

Во всех своих произведениях писатель воспевает Дальний Восток, сокровища его природы, которые он открывает, изучает и добывает, умело используя на благо народа. Особое внимание уделяет Борисов жизни и истории народностей края: он с огромным интересом изучает их устное творчество, а затем посредством колоритных, самобытных, неповторимых художественных образов передает все накопленные знания в своих произведениях.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять