Виртуальная выставка «Гости и жители «Миллионки»»

Библиотека имени Н.Н. Муравьева-Амурского продолжает реализацию начатого в 2020-м году проекта «История города в темах граффити». Очередная тема, воплощенная современными художниками на стене дома по улице Семеновской-3, история уникального района, именуемого Миллионкой. В декабре исполнится 85 лет со дня официальной ликвидации этого района во Владивостоке. Но интерес к нему только увеличивается: водятся экскурсии, пишутся книги, облик Миллионки воспроизводится на холстах и уличных стенах. Рассматриваемая в теме граффити-роспись, выполненная летом текущего года, является ярким и масштабным воплощением образа Миллионки столетней давности.

Данная тема должна была стать десятой в проекте, реализуемом с 2020 года библиотекой имени Н. Н. Муравьева-Амурского, но оказалась сдвинутой в связи с победоносным явлением новой росписи. Также, как перед Маяковским в Училище живописи, ваяния и зодчества, через 110 лет перед владивостокцами «Появился Бурлюк. Вид наглый». Впрочем, появился Бурлюк в радиусе этой самой «Миллионки».

«В настоящее время, в начале ХХI в., понятие «Миллионка» владивостокцы относят ко всем кварталам, примыкающим к улицам Адмирала Фокина, Семеновской, Фонтанной, Пограничной, где сохранилась историческая застройка, состоящая из небольших кирпичных двух-, трехэтажных зданий. Тогда как в начале ХХ в. «Миллионным двором», или «Миллионкой», назывался только анклав плотной застройки между улицами Семеновской, Пограничной и трассой железной дороги». – Так характеризуют «Миллионку» авторы книги «Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду» (В. А. Обертас, В. К. Моор, Е. А. Ерышева), изданной во Владивостоке в 2012 году (издательСВЕТЛАНАкунгурова).

«По поводу происхождения названия Миллионки бытуют различные версии. – Отмечает Василий Авченко в своем ироничном путеводителе «Глобус Владивостока» (2012-й год издания). – По одной, первоначально Миллионкой называли здание по Семеновской, 3/8, в котором умудрялись помещаться несколько тысяч неприхотливых китайцев на нарах в два яруса. По другой, «миллионщиками» иронически называли обитателей этих трущоб из-за бедности».

«Миллионка», созданная летом текущего года художниками творческого объединения «33+1», также густо заселена, хотя роспись заняла только одну стену здания на Семёновской, 3.  Граффити-  роспись «Миллионка», грандиозная по размерам и насыщенности персонажами, стала подарком владивостокских уличных живописцев родному городу к 161-й годовщине со дня его основания. В интервью накануне завершения работы Павел Шугуров признался, что возможности расписать эту стену он и его соратники ждали около десяти лет.

Своеобразным предварительным этапом стал проект «Обитатели Миллионки», выполненный мастерами этой же арт-группы «33+1» в 2010 году. В скобках заметим, что уже тогда мы рассказывали об «Обитателях» в нашей библиотеке в ходе мероприятия «Владивосток от А до Я», посвященного 150 – летию нашего города. Художники воссоздали образы «Обитателей Миллионки» в технике сграффито, выполнив 7 портретов в человеческий рост и «разбросав» их в подворотнях легендарного квартала.

От представителей богемы изобразили «Живописца» и «Поэта». В первом – человеке в берете, несущем упакованную картину, написанную собственноручно, — угадывался известный в Приморье Кирилл Иванович Шебеко (1920-2004), Заслуженный художник РСФСР, Участник Великой Отечественной войны, Почетный гражданин города Владивостока. Среди множества созданных им полотен была и «Миллионка».

Образ этого «города в городе» вдохновил многих наших художников: «Миллионка» есть и у Геннадия Кунгурова, «Крыши Миллионки» — у Владимира Погребняка, «Утро. Миллионка» — у Евгения Ткаченко.

В «Поэте» (точнее «Поэзии») также находили портретное сходство — с высоким и худощавым лидером литературного объединения «Серая лошадь»:

Вспоминаешь вдруг,

      что друзьям во сне – за неимением

подарка – вручил

        в одной из многочисленных комнат,

украшенной акварельными видами

        из окон, стихотворение

свое. А вот о чем оно было –

          уже не вспомнить…

Среди «Обитателей Миллионки» есть иностранные подданные. Так, «Японский городовой», до сих пор видимый с проезжей части улицы Алеутской в арке домов, обозначает собой не характерного для России начала XX века представителя власти, а отсылает к дням столетней давности, в которые власть во Владивостоке была захвачена японцами.

В проекте был воплощен и образ европейского «гостя» — в парном портрете «Наташа и интервент», где рядом с нашей Наташей чехословацкий легионер.

На создание данного изображения-дуэта современных художников вдохновило «воодушевленное лицо девушки с фотографии Хаскелла» — имеется ввиду уникальная коллекция снимков, изданных в виде книги «Владивосток в фотографиях Мерилла Хаскелла. 11 августа 1919 – 23 февраля 1920». Авторы составители: Д. А. Анча, В. И. Калинин, Т. З. Позняк. (Наша библиотека располагает вторым изданием,2009).

Авторы портретов возвратили в закоулки сегодняшней Миллионки и самого Хаскелла – американского бухгалтера, оказавшегося во Владивостоке в связи с членством в Христианском союзе молодых людей. В июле 1919 года он сел на поезд в Нью-Йорке, проехав через всю Америку до Сиэтла, пересел на пароход, с которого высадился в Японии, откуда добрался до Владивостока в августе. С первых минут пребывания здесь и до момента отплытия в Америку в феврале 1920-го Мерилл не расставался с фотоаппаратом.

Его фотоснимки обнаружила весной 2004 года(!) в старинном семейном письменном столе Вероника Хаскелл – жена внука Мерилла Хаскелла. Так началась история книги, из которой создатели портретов «Обитателей Миллионки» почерпнут немало идей.

Осталось вспомнить еще два портрета – на них были изображены лица китайской национальности – наиболее характерной для обитавших в Миллионке. В наши дни для гостей и жителей Владивостока проводится пешеходная экскурсия под названием «МИЛЛИОНКА. Китайский квартал».  Особенности территории Владивостока с первых десятилетий его существования вызывали проблемы с водоснабжением. В Старом Владивостоке была необходимость в людях особой профессии – водоносах. И выполняли эту тяжелую работу преимущественно китайцы. Создатели портретов «Обитателей Миллионки» воспроизвели и образ «Китайца -водоноса», поместив его в самых недрах Миллионки.

И, наконец, «Король Миллионки»! Он был реальной властью, с которой не могли не считаться управители Владивостока тех лет. Но с бывшим Королем расправились сегодняшние градоначальники: в ходе демонтажа наружной отделки фасадов на данной территории был содран со стены и «Король Миллионки» как не имевший статуса  предмета декоративно-художественного оформления и нанесенный на фасад исторического здания без согласования с уполномоченным органом в области охраны.

Так выглядел «Король Миллионки» (фото всех «Обитателей Миллионки» были сделаны автором летом 2010 года, вскоре после открытия — презентации проекта арт-группы «33+1»):

На излете текущего 2021-го года исполнится 85 лет с того времени, когда «Миллионка» во Владивостоке перестала существовать.

В мае 1936 года НКВД и милиция приступили к ликвидации китайского квартала города Владивостока. К декабрю «зачистка» была завершена, китайские поселенцы депортированы. Но жизнь на территории бывшей Миллионки продолжалась. Многие годы ведется речь о необходимости реставрации и реконструкции уникального квартала. Вот и очередной мэр Владивостока Константин Шестаков, вступая в должность и говоря о необыкновенной привлекательности нашего города для туристов, добавил: «Хотим восстановить исторический облик Миллионки. Такого района в других городах страны нет, она точно будет интересна и нашим туристам, и иностранным».

В это самое время художники творческого объединения «33+1» творили свою «Миллионку», получив, наконец, право и средства на роспись давно облюбованной стены. Эта стена здания на улице Семёновской, 3 глухая, но, при этом, на ней было пробито семь окон, различных по форме и величине и, к тому же, размещенных в произвольном порядке, что, вероятно усложняло работу художников, но и заставляло их искать неординарные решения.

Верхняя часть стены расписана весьма затейливо: на одну половину спустилось небо с облаками, вторая половина осталась кирпичной, но на ней по воле живописцев возникли два полукруглых окна вместе с обитателями подразумевающихся комнат:

Здесь и комнатное растение в кадке, и птицы, и кошка, гуляющая по карнизу, оформленному в традиционном азиатском стиле. Спустившись ниже, знакомимся еще с пятью персонажами:

И люди, и вся сопутствующая им утварь, и еще одна кошка, и само оформление этого своеобразного этажа – все это вписано между в реальности существующими окнами. По утверждению работавших на проекте художников: «Персонажи и объекты, украшающие стену, взяты с реальных фотографий того времени. Здания, которые нарисованы, тоже с исторических фотографий»:

«На фасаде нарисованы не только китайцы, но и корейцы, японцы. Конечно, малая вероятность, что они там были, но того, что их там не было, тоже нельзя утверждать. Также мы изобразили русских и американских моряков».

Спустившись по нарисованной лестнице, мы оказываемся на реальном асфальте. Реальны здесь также полоска травы, ветки дерева и автомобили из дней сегодняшних. Всё остальное нарисовано! За живым деревом персонаж из той Миллионки выгуливает пса.

А с другой стороны – возрожденный «Король Миллионки»!

Как отметил в цитированном выше интервью накануне завершения работы Павел Шугуров: «Спонсорами арта стали близлежащие кафе и рестораны». На одной площадке с граффити-росписью расположен ресторан «Миллионка», решение интерьера которого можно определить как Воспоминание о бывшей Миллионке. Художник Шугуров считает, что в последние годы с «Миллионкой» происходит процесс так называемой джентрификации: «когда старые заброшенные уголки облагораживают и дают им новую жизнь».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять