На прошлой неделе занятие с учащимися 7 «В» класса школы № 64 в рамках программы «Басаргинская строка» было посвящено очерку как жанру, который «является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением» и очеркам И.У. Басаргина.
Какое определение термину «очерк» дают словари? Какова проблематика очерка, в отличие от рассказа или новеллы? Какими отличительными чертами обладает очерк? На эти и другие вопросы ученикам была представлена краткая и точная информация.
А далее речь шла об очерках писателя, имя которого носит библиотека. Ребята узнали, когда и где были опубликованы очерки И.У. Басаргина, кто были их героями.
Есть среди очерков, опубликованных в 1960-е годы путевые и портретные очерки, в которых он описывает реальных людей – своих земляков. Например, в очерке «Партизан Лаврентий Горченко» описана полная событиями военная и трудовая жизнь Лаврентия Захаровича Горченко, на долю которого выпало столько трудностей, что хватило бы на две жизни, а в очерке «Проспектор Силин» приводятся интересные и значимые факты и подробности, подкрепленные выдержками из документов о жизни знаменитого приморского рудознатца Федора Андреевича Силина – одного из прототипов романов «В горах Тигровых» и «Дикие пчелы». Очерки о горняках и разведчиках недр, лесозаготовителях и шоферах… Очерки с емкими названиями: «Дорогой немереных верст», «Песни гор наших», «В краю сказочных богатств», в которых отражена позиция И.У. Басаргина – человека внимательно наблюдающего, размышляющего, формирующего у читателя определённое отношение к раскрываемой теме.
Материалы электронной презентации «Маршрутами героев очерков И.У. Басаргина» дали возможность ученикам увидеть портреты героев произведений и места, описанные в них.
Завершилось занятие литературной перекличкой, в ходе которой школьники вспомнили названия, темы и героев очерков, о которых шла речь на занятии.