В библиотеке им. И.У. Басаргина для студентов гуманитарного колледжа в рамках литературной гостиной «Вектор чтения», прошел 13 марта литературно–юмористический калейдоскоп, который был составлен из попурри рассказов разных авторов.
«Смеясь, человечество избавляется от своих пороков», «смех – дело серьезное…», — такие афоризмы всегда сопровождали сатирическое творчество. Мастера короткого юмористического рассказа пользовались большим успехом.
Веселый галоп из к/ф «Женитьба Бальзаминова», как музыкальный лейб-мотив, объединяет рассказы разных авторов. Встреча началась с инсценировки по мотивам рассказа А.П. Чехова «Ушла». Юмористическая коллизия заключается в том, что героиня рассказа Лизонька Воронцова настолько входит в роль судьи чужого мужа, обвиняя его в казнокрадстве и других грехах, что в порыве страсти даже грозит уйти из собственной семьи, потому что она «…никогда не сможет жить с нечестным человеком, ни одной минуты…». И, узнав о махинациях собственного мужа, она действительно уходит, но… «в другую комнату!» После инсценировки студенты обсуждают, как Чехову удается одной деталью обрисовать характер, ситуацию и внешность героини. Отметили лаконизм, использование такого приема как противопоставление.
Смешное в юмористических рассказах часто переходит в обличительное и это особенно видно на примере рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». «Олечка Розова три года была честной женой честного человека», но однажды, увидев в магазине воротник с желтой ленточкой, она решила, что жизнь несправедлива, так как финансы не позволяли ей приобрести его. Оля решительно купила воротник (из хозяйственных денег), тем самым исправив эту устранив эту несправедливость. Но воротник повёл себя агрессивно: он потребовал новые туфли, сумочку, полосатый диван, а в конце концов – знакомства со студентом…Читая фрагменты текста и сопоставляя облик и характер Олечки «до и после воротника», учащиеся совместно приходили к выводу, что автору удалось очень тонко подметить и выявить человеческие слабости, когда во всех негативных событиях хочется найти виновного, и этим виновным может быть кто угодно, даже «кружевной воротник с жёлтой лентой», но только не сам человек.
Надо отметить, что и Тэффи и А. Аверченко, оба начинали своё творчество в журнале «Сатирикон», который в 1918 году был закрыт, и они эмигрируют в Париж. В творчестве они были соперниками и конкурентами, но при этом сохраняли дружеские уважительные отношения.
Далее прочитали по ролям рассказ Аверченко «Смерть африканского тигра», где десятилетний мальчик, начитавшись приключенческих романов о ковбоях, о неграх на сахарных плантациях, об индейцах, переносит эти колоритные персонажи в современную ему московскую жизнь. И когда в Москву приезжает африканский зоопарк, он ведет себя так, как герой этих романов: охотится на слона, искренне удивляется взаимоотношениям индейца из зоопарка с «бледнолицыми» и др. Сквозь насмешливый сюжет этого рассказа чувствуется серьёзность автора, который демонстрирует нам психологию ребёнка, когда мальчик превращается во взрослого человека через чтение, игру, воображение. Он понимает, что жизнь гораздо сложнее – это не игра.