«Дневник летнего чтения»: Лев Кассиль «Рассказы о войне»

Проект библиотеки № 16 «Дневник летнего чтения» продолжает знакомить школьников с книгами, рекомендуемыми для внеклассного чтения

В списках летнего чтения для учеников 3-го класса значится имя Льва Абрамовича Кассиля.

Писатель Лев Абрамович Кассиль с детства проявлял интерес к приключениям и романтике, мечтал стать кораблестроителем или натуралистом. Книги для мальчика были увлекательным миром. Он много времени проводил в детской библиотеке, за помощь которой местный обком наградил его поездкой в Москву.

Лев Кассиль, старался показать ребятам в своих произведениях истинных героев: летчиков, спортсменов, путешественников приближая их к стремлению стать кем-то значительным во взрослой жизни.

Рассказы о войне Лев Абрамович Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. Его произведения звучали по радио, печатались в газетах и журналах. За каждым из них стоит реальная история – о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу, например, газетное сообщение о подвиге сержанта Новикова в рассказе «Линия связи» или поездка на Западный фронт из рассказа «Зеленая веточка», «Рассказ об отсутствующем» основан на письме, присланном в Радиокомитет, историю с «огнеопасным грузом» Кассиль услышал от ставропольской учительницы В. Ф. Гавриленко, а рассказ «Держись, капитан!» записал после посещения больницы, где лежали раненые дети.

Предлагаем остановиться на трех рассказах Льва Кассиля о войне. «Линия связи» повествует о подвиге связиста сержанта Новикова, который ценой своей жизни восстановил связь на важном участке фронта.

Враг окружал одну воинскую часть, и связистам необходимо было срочно передать сообщение. Ночью с трудом с этой частью была проложена линия связи, но где-то произошел обрыв, необходимо было наладить связь, соединив провода. Главный герой сам вызвался это сделать. Он очень хорошо понимал, что его жизни угрожает огромная опасность, но всё же решил ценой собственной жизни спаси других людей.

Главный герой долго полз к кабелю, его серьёзно ранило, но он продолжал искать обрыв провода. Человек думал только о том, что нужна помощь другим солдатам. Уже умирая, он смог зажать зубами оборванный провод. Связь была восстановлена. Связисты смогли передать важное сообщение.

Героя нашли только через несколько дней и только тогда узнали, какой ценой были соединены провода. Все вокруг молчали, с болью в сердце думая о его подвиге.

Лев Абрамович не называет имени и звания этого героя, он называет его просто Человек.

«Рассказ об отсутствующем» рассказывает о мальчишке лет тринадцати, смешном, безбровом, с перепуганными глазами, с выгоревшими лохматыми волосами, веснушками на носу и босыми ногами. Неизвестно, откуда взявшийся мальчик сам вызвался помочь солдату Красной Армии, придумал легенду для немцев на случай, если вдруг его схватят. Он был прирожденный разведчик, знал все об окружающей обстановке, первым услышал приближающихся немцев. И преодолев собственный страх, пошел навстречу немцам и попытался увести их подальше, чтобы солдаты, попавшие в окружение, смогли выбраться… И за это поплатился жизнью. Но зато спас целый отряд солдат и их раненного разведчика – Николая. И когда через некоторое время Николая представили к награде, он рассказал историю об этом мальчике, имя которого не знал, но заслужившем эту награду больше чем Николай, ведь он не пощадил своей молодой жизни ради победы.

Этот рассказ был одним из первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, который отдал свою жизнь для спасения жизни других людей.

В рассказе «У классной доски» Костя Рожков не главный герой. Но все же его можно считать героем войны, так как он спас от смерти свою любимую учительницу и одноклассников. Не думая о своей жизни и об опасности, он совершил поступок, добрался до партизан и сообщил о приходе немцев в деревню. Костя совершил подвиг, повел себя мужественно, смело, взял удар на себя, попытался обмануть фашистов, скрыв свои намерения. Такими качествами необходимо было обладать не только в бою, но и в тылу.

Но это был не единственный его поступок. Мальчик, будучи лучшим пловцом школы, регулярно доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. А однажды, когда фашисты налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан, ему пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок.

Другие «маленькие» герои этого рассказа – все остальные школьники, которые носили еду партизанам и рассказывали, где и когда были замечены немцы. Среди них выделяются еще двое ребят помимо Кости. Это Шура Капустина, которая сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам и Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотревший за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Во всех произведениях Льва Кассиля видим решительных, смелых людей, мальчишек и девчонок, которые горячо любят свою Родину и даже перед лицом смерти они делают все возможное, для победы над фашизмом. Глядя на этих героев через десятилетия, узнавая об их подвигах понимаешь, что юному поколению есть с кого брать пример и чему поучиться.

И можно с уверенностью сказать, что каждый может стать героем, если следовать зову совести, быть смелым и отважным.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять