В рамках проекта «Думай! Читай! Понимай!», направленного на решение проблемных ситуаций с помощью печатного слова, библиотека №16 знакомит с информационным материалом и литературой по данной теме.
«Истинное достоинство подобно реке:
чем оно глубже, тем меньше издает шума»
М. Монтень
Гордость и смирение – два этих противоположных качества человека неоднократно становились объектом внимания писателей и поэтов.
Гордость – это чувство собственного достоинства. Часто приходится слышать, что гордый человек – плохой человек. Действительно, гордость – это положительное или отрицательное чувство? Все зависит от меры его проявления в характере человека, а также от того, на что направлено это чувство. Безусловно, гордость за свою Родину – это хорошо, не давать себя в обиду и с гордостью выходить из любой неприятной ситуации – тоже, но гордиться собой чрезмерно, кричать об этом всем и вся, выставлять на показ, заставлять других страдать от своей гордости – это плохо.
Если гордость проявляется время от времени (гордость за ребенка, за страну…), то гордыня заполняет собой все. Она в выражении лица, в жестах, в мимике, в высказываниях…Гордость часто мешает попросить помощи, а гордыня – принять ее. Помните слова Воланда: «Никогда ничего ни у кого не проси — сами придут и сами все дадут».
«Однажды вы поймете, что ваше истинное величие
начинается там, где заканчивается ваша гордыня».
Аму Мом
Вспомним героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Данко. Он гордый человек, который верит в себя, в свои силы, поэтому ведет людей за собой. Чтобы спасти свой народ от гибели, он вырывает свое сердце и освещает им путь. Ему противопоставлен образ Ларры. Он, сын орла, гордец, не ценит людей, презирает общество, считает, что он лучший «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей». Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью.
Данная легенда имеет огромный нравоучительный смысл, заставляет читателей задуматься над тем, как надо жить, каким быть, как относиться к людям. Гордость, переходящая в гордыню, несёт человеку только несчастье.
Центральным персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является человек, который восстает против несправедливой общественной системы. Чацкий справедливо оценивает свои способности, он не считает себя лучше других, но видит свои достоинства. Сравнивая себя с фамусовским обществом, Чацкий чувствует свое превосходство. Однако это не говорит о тщеславии героя, он оценивает себя справедливо. Чацкий действительно отличается от окружающих его людей, и отличается он в лучшую сторону. Чацкий не поддерживает желания людей всю свою жизнь превратить в погоню за высоким положением в обществе. Главный герой подчеркивает, что он рад служить, однако служба в понимании остальных людей заключается в элементарном прислуживании, а это Чацкий презирает. Гордость в хорошем смысле этого слова, свойственная центральному персонажу, не позволяет ему прислуживать кому-то, как это делают окружающие его люди. Через отношение Чацкого к службе и с помощью раскрытия образа Молчалина А.С. Грибоедов показывает, что люди, которые привыкли прислуживать вышестоящим, не имеют чувства собственного достоинства. Они самостоятельно оскверняют свою честь.
И в этом случае гордость — это вовсе не «смертный грех». Автор приводит читателя к мысли, что порой именно гордость может быть опорой всех человеческих достоинств.
«Переноси с достоинством то, что изменить не можешь»
Сенека
Смирение — это человеческое качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Смиренный человек скромный в душе, вежливый, почтительный, проявляющий кротость и покорность. Кто-то воспринимает смирение как слабость, неуверенность в себе, страх перед другими. А может, это умение без обиды принимать все проблемы, которые подбрасывает тебе судьба, это принятие без раздражения всех людей с их недостатками, это жизнь в любви и милосердии, это умение прощать – а через прощение человек становится крепче. А может, настоящее смирение дает нам силы жить, ведь бывают моменты, когда надо отпустить ситуацию, не идти напролом, ломая стены, такой путь не всегда правильный. Не требовать к себе уважения и почестей – это тоже смиренность.
Гордость и смирение живут в одном человеке и могут трансформироваться одно в другое: когда терпение переполняет сердце и человек бунтует, действует, тогда смирение превращается в гордость, а когда возобладает мудрость, на смену гордости приходит смирение.
Л. Железняк. «О гордыне»
Что с человеком сделать гордость может?
Возможно, кто-то скажет: «Пустяки! —
Ну, помощь он кому-то не предложит.
Ну, не протянет бедному руки.
Ну, несколько друзей он потеряет –
Ему же будет хуже, не друзьям;
Ну, не с огнем же человек играет.
Со временем оценит он все сам…»
О, нет! С гордынею не так все просто.
Ведь, заболевший ею человек,
Не замечает даже ее роста.
И гордость редко замедляет бег.
Она зовет и манит выше-выше.
Она твердит: «Зачем глядеть назад?!»
И свое «Я» на первом месте пишет,
И делает холодным, властным взгляд.
А что потом? — Потом всегда паденье —
Таков у всякой гордости итог.
«Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души»
Иван Тургенев
И.С. Тургенев «Живые мощи»
Истинным даром смирения наделена Лукерья в рассказе Тургенева «Живые мощи»: разбитая параличом, всеми брошенная, она поражает рассказчика и читателя благодарной, светлой любовью к жизни.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. В ее голосе нет жалоб. Лукерья в ее положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждет помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай». Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует ее положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует ее). Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания. Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжет, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Лукерья чувствует свою пользу: она передает девочке-сиротке, которая ходит к ней, свое умение петь песни, а знает она их множество. Единственное, о чем просит Лукерья, – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. И жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать. Смирение главной героини заключает в себе мужество, человеческое достоинство, светлую благодарность жизни –качества, присущие только духовно богатым, сильным людям.
Истинное смирение как высшая добродетель в целом ряде произведений А.П. Чехова уступает место добровольной капитуляции перед обстоятельствами, которые можно было бы изменить. Смирение как отчаяние, безропотность, безысходность, разочарование и бессильный, запоздалый протест против собственной пассивности и нерешительности. Именно покорность обстоятельствам (никому до него нет дела, никто не хочет выслушать его) понуждает старого извозчика в рассказе Чехова «Тоска» «выговорить» бессловесной лошади свое горе, свою тоску. Покорность вместо смирения как единственное, что остается человеку, подается автором как трагическая норма человеческого существования.
Таким образом, гордость и смирение – неоднозначные явления. Каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства и стараться отбросить тщеславие и высокомерие. Кротость смиренных людей – положительное качество, однако мириться в этом мире нужно далеко не со всем, потому что от действий человека зависит его будущее.
Да, нельзя однозначно говорить о таких сложных качествах, как гордость и смирение. Но оба они делают человека богаче духовно. И каждое из них способно делать жизнь активнее, красивее, наполняя ее смыслом.