«Пословицы и поговорки в произведениях И.У. Басаргина»: познавательный урок организован для шестиклассников

 

20 февраля в рамках программы «Читаем И.У. Басаргина» прошло занятие с учащимися 6 «М» класса МБОУ «СОШ № 64» «Пословицы и поговорки в произведениях И.У. Басаргина было посвящено Международному дню родного языка.

В начале занятия вспомнили, что фольклор – это духовная культура народа, что пословицы и поговорки, как и сказки, былины, песни, частушки, потешки и др. относятся к малым фольклорным формам. Пословица – это краткое образное изречение, которое применяется к различным жизненным ситуациям и имеет поучительный смысл. В пословицах закреплен опыт народа, они отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Писатель Алексей Максимович Горький отмечал, что несмотря на краткость пословиц «ума и чувства вложено в них на целые книги». В отличие от пословиц, поговорки не имеют поучительного обобщающего смысла, не выражают законченного суждения, а лишь намекают на него; поговорки получают завершенные суждения только в конкретном разговоре. Пословицы и поговорки существуют на разные случаи жизни. Они представляют собой средоточие народной мудрости и помогают давать краткие и запоминающиеся советы в повседневных ситуациях.

А существуют ли пословицы и поговорки с цифрами и числами? Да, и их довольно много, причем значительное количество из них с числами 1, 2, 3, 7, 1000. Вспомнили некоторые из них: Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Один ум хорошо, а два – лучше. Одно дерево срубишь – десять посади. Один за всех, все за одного. Обещанного три года ждут и др.

Затем обратились к произведениям И.У. Басаргина, в которых встречается множество поговорок, крылатых выражений, пословиц и подчеркнули, что ученики их родной школы под руководством учителя русского языка и литературы Т.П. Климовой выполнили в разные годы шесть исследовательских работ, посвященных данной теме. Поскольку класс математический, выбрали с ребятами пословицы и поговорки из произведений писателя не только с числительными, но и те, которые можно объяснить с использованием математики, например, «с гулькин нос» как выражение малого (длина голубиного носа примерно 1,5 см) и дополнили ими газету, посвященную данной теме.

В завершение занятия подчеркнули, что заучивание пословиц и поговорок укрепляет память и формирует эмоциональную выразительность речи.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять