Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

«Встречи у книжной полки»: Андрей Земсков, поэт, автор-исполнитель песен, член Союза писателей России

Иногда так бывает. Ты никогда вживую не видел человека, не общался тет-а-тет, но через его творчество, песни, стихи чувствуешь – этот человек близкий по духу, родной. Такой же приморский житель, впитавший в себя соленый ветер океана, бережно хранящий воспоминания о городе на берегу Японского моря, в его песнях я слышу  пронзительный крик чайки парящей над волнами, завывание ветра на сопках ночного Владивостока, шум прибоя у городской набережной. И хотя волею судьбы теперь Андрей Земсков живет на Украине, но он настолько наш, что дух захватывает, когда слушаешь его видеозаписи, читаешь стихи. Полна земля родная талантами и Андрей Викторович несет голос Родины в сердце своем. Его любовь к дорогим местам и ностальгия по Владивостоку звучат отчетливо в каждой строчке, да что там говорить, на своей странице на сайте стихи.ру Андрей Земсков представился «дальневосточник, живущий вдали от Родины». Не отнять — не прибавить. Встречайте великодушно!

Наша справка

Андрей Викторович Земсков (р. 28 апреля 1968Комсомольск-на-Амуре[1]Хабаровский край) — поэт, автор-исполнитель песен, член Союза писателей России с 1999 года. Жил в Хабаровске и Владивостоке. С 2012 года основное время проводит с семьёй в Харькове.

 

Биография

С 1988 года пишет песни на свои стихи. Лауреат Дальневосточных фестивалей авторской песни. Гран-при фестивалей авторской песни «Бригантина — 2000» (Владивосток), «Беркакит — 2007» (Якутия), «Соловьиная трель — 2012» (Курск). Дипломант фестиваля «Рамонский родник — 2012» (Воронеж). Дипломант фестиваля «Платформа» им. В.Грушина 2013 года. В Хабаровске выпущено два сборника ранних стихов: «Ветер» (1995) и «Бездорожье» (2000). В 2012 году в Харькове издана книга стихов «Голос, живущий во мне»[2]. Стихи публикуются в литературном журнале «Дальний Восток» (Хабаровск). Лауреат 1 премии им. П. Комарова литературного журнала «Дальний Восток» (поэзия) за 2012 год.

Собрал материал о пребывании во Владивостоке Владимира Высоцкого. Автор очерка «Открыт закрытый порт Владивосток» о Высоцком во Владивостоке. Инициатор открытия мемориальной доски в память концертов Высоцкого во Владивостоке (доску открыл в 2006 году Никита Высоцкий).

Автор более 200 песен на свои стихи. Записал 14 альбомов. С 2000 года концертная деятельность является его основной работой. Неоднократно выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Праге и других городах. Относит своё творчество к жанру авторская песня, хотя использует и элементы рокафолк-рока и шансона. Пишет песни о людях, о городах, о временах, о любви и о войне. Особое внимание уделяет работе над стихами.

Дискография

  1. «Беспредельная весна» (1999)
  2. «Колокольное дерево» (2000)
  3. «Сибирский альбом» (2000)
  4. «Виртуальная жизнь» (2003)
  5. «Автопилот» (2004)
  6. «Белый снег России» (2005)
  7. «Ветер с Востока» (2005)
  8. «Чёрно-белый клип» (2008)
  9. «Храм на Любви» (2009)
  10. «С чистого листа» (2010)
  11. «Перекати-поле» (2011)
  12. «По проходным дворам Владивостока» (2013)
  13. «Крылья Жар-птицы» (2013)
  14. «Островок» (2015)

 

Замечательное интервью с героем номера вышло в альманахе «Экспедиция» (Москва) в 2016 году. С удовольствием представляю его нашим читателям.

 

Я родился на Дальнем Востоке и прожил там

45 лет почти безвылазно. Раннее детство провел в Комсомольске-на-Амуре. Летом жил с бабушкой на даче, в самой настоящей тайге. В детский сад не ходил и целыми днями был предоставлен самому себе: играл, бегал по лесу, собирал грибы-ягоды, придумывал что-то. До самой школы вот таким Маугли и прожил. Возможно, именно поэтому я вырос «одиночкой». Мне всегда интереснее посидеть одному, подумать, почитать и посочинять. В компании я теряюсь, сижу с краю и больше слушаю, чем рассказываю.

В 1978 году мы переехали в Хабаровск. Там я окончил школу, некоторое время работал печатником в типографии.

В армию попал в стройбат, два года в тайге Бурятии вспоминаю по-хорошему.

В 90-е годы в Хабаровске успел поучиться на филолога в педагогическом институте, поработать сторожем, кладовщиком и даже немного журналистом.

А в самом начале нового века, в 2001 году, перебрался во Владивосток, потому чтолюбил этот город. Его стихии – ветер, море, открытые просторы – мне близки. Сейчас я провожу основное время с семьей в Харькове, это совсем другая часть земли. Но тем не менее с Дальним Востоком связи не теряю, это моя родина. Мои родители, друзья, большая часть души – на Дальнем Востоке. Я словно временно в отъезде. Каким бы я стал, если бы родился не на Дальнем Востоке?

Трудно сказать… Свой характер мы носим с собой, как черепаха носит на себе свой мир. Где бы ни родился, куда бы ни ехал, все равно ты такой, какой есть. Везде натыкаешься на те же грабли. (Cмеется.)

Первое и самое яркое впечатление – дорога.

Мои предки по материнской линии – вятские крестьяне. Прапрапрадед был «богомазом» – расписывал деревенские церквушки. И я еще совсем маленьким ездил с бабушкой из Комсомольска-на-Амуре к ее родителям в деревню в Кировской области. Представьте, какое приключение! Дальняя дорога, поезд, глухая деревня, старинная бревенчатая изба, русская печь, баня по-черному… Для городского пацана, который жил в обыкновенной хрущевке, это было все равно что попасть в сказку. Кстати, мой прадед первым в нашей семье побывал во Владивостоке: перед Первой мировой войной он служил в армии на острове Русский. Я хорошо помню прадеда и прабабушку – людей, которые родились еще в XIX веке!

Через такие встречи понимаешь, что времена гораздо ближе друг к другу, чем кажутся.

Когда я был совсем маленьким, мама пела мне перед сном казачьи и народные песни.

У нас был проигрыватель, и первый автор, пластинку которого я сам брал и ставил, был Александр Николаевич Вертинский. Мне тогда было лет 5-6. Песня «В синем и далеком океане» казалась какой-то мистической. Что интересно, с тех пор я Вертинского не переслушивал. Может, даже сознательно. Хочется сохранить то самое первое детское впечатление от его песен…

На даче мы с бабушкой жили вдвоем. А на выходные в дачный поселок съезжались соседи, и это был настоящий праздник. Я бегал, здоровался со всеми. Вечером взрослые собирались за общим столом во дворе. Я забирался на высокое крыльцо, как на сцену, и пел какие-то песни из кинофильмов. Собственно, желание петь со сцены у меня так и не прошло.

Само отношение к сцене – как к особенному, почти священному месту, даже если это уголок в музыкальном кафе.

Стихи я начал писать в школе. Тогда это была подростковая лирика, какие-то шутки, пародии. К счастью, ничего из этого не сохранилось. Как написал первое стихотворение, не помню. Кажется, я с этим всегда жил. В молодости писал стихи килограммами. Много ерунды, конечно, ушло в корзину. Когда уходил в армию, у меня оставалось две общие тетради стихов. К ним добавились армейские блокноты. Потом я все это выбросил. Товарищ из Хабаровска как-то прислал отсканированную тетрадь с моими студенческими стихами начала 90-х. Все очень искренние, открытые, но без улыбки читать невозможно.

Гитара появилась, когда впервые услышал Высоцкого. Я узнал его сначала как актера, когда в 1979 году на экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя». Потом уже услышал его песни, начал собирать пленки, переписывать тексты. Для меня Владимир Семенович не просто любимый актер и автор. Это близкий мне по духу человек. Благодаря ему я и полюбил авторскую песню. Следом за Высоцким были Визбор и Галич, а дальше – много наших замечательных авторов. Первые аккорды мне показали в армии, там я начал писать песни. На всю роту у нас была одна гитара, которую мы купили вскладчину. И время, когда она оказывалась в руках, было дорого.

После армии я стал ездить на дальневосточные бардовские фестивали, участвовал в конкурсах. В начале 90-х больше слушал русский рок – «ДДТ», «Аквариум», «Кино», Александра Башлачева. Каэспешники нас пренебрежительно называли рокерами. Это сейчас в авторской песне разнообразная музыка, а тогда было четкое разделение. Конечно, в работе с гитарой, в сценической работе я многому учусь у Александра Яковлевича Розенбаума. Я неоднократно видел его вживую, как мощно он работает на концертах. И это вызывает уважение.

Все прочитанное – из детства и юности. Я был записан в две библиотеки и каждый день проводил с книгой. Первой книгой, которую самостоятельно прочитал, была «Капитанская дочка» Пушкина. Рассказы Шукшина прочитал и полюбил в 11 лет. В советские времена существовала подписка на редкие книги за макулатуру. Мои родители подписались на «Библиотеку приключений», которая до сих пор стоит у них на полке. Я читал по ночам «Трех мушкетеров», «Остров сокровищ»…

Совсем маленьким школьникам я бы посоветовал книгу «Человек-горошина и Простак» Александра Шарова. Мудрая сказка-притча о

любви, дружбе, верности, о добре и зле. Ребятам постарше рекомендую книги Владислава Крапивина. Кстати, с Владиславом Петровичем мне посчастливилось познакомиться лично благодаря песне «Мальчик со шпагой», которую я написал под впечатлением от его книг. А во взрослой жизни моя самая любимая книга – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

Сейчас большинство предпочитает книги электронные. Мне трудно читать художественную прозу с монитора, внимание рассеивается. Люблю настоящие, печатные книги. Сборники любимых поэтов можно просто перелистывать и наугад находить стихи под настроение. У меня на полке – Пушкин, Рубцов, Есенин, Чичибабин, Бродский, Борис Рыжий, Игорь Царев… Список можно продолжать.

Думаю, каждому поэту важно иметь изданную хотя бы небольшим тиражом книгу. Чтобы она стояла в домашней библиотеке, чтобы ее можно было подарить. В 1995 и 2000 годах в Хабаровске у меня вышли два маленьких сборника стихов. В первом были совсем ранние, откровенно слабые вещи, во втором – более удачные. И только в 2012 году в Харькове вышла книга стихов «Голос, живущий во мне», за которую не стыдно.

У меня больше от души, чем от головы. Это, наверное, плохо и иногда мне мешает, но нередко и выручает. Душа выбирает строчки, города, людей. Так, из всех городов выбрала Владивосток. Хотя и Хабаровск, и Иркутск, и Москва, и Питер – любимые города. Но Владивосток – особенный. Так и с людьми: встречаешь человека и чувствуешь что-то общее с ним. Есть о чем поговорить. Еще лучше, если есть о чем помолчать.

Я никогда не думал о том, в каком жанре пишу песни. Просто пишу их и все. Если в 90-е слушал больше рока, то и в песнях было много драйва и жестких ритмов. Сейчас, в силу возраста наверно, тянет на лирику. Расхожая фраза: песни как дети. Даже если песня ранняя, неумелая и через много лет смотришь на нее с мыслью «Боже мой, какой наивняк!», все равно это твое. Некоторые песни отправляются со временем в корзину. Для меня песня – живая: если надо, переписываю стихи, переделываю мелодию.

Иногда достаю старый стих, в котором одна строка оказывается удачной. Из нее может вырасти совершенно новое стихотворение.

Моя семья – это самые близкие и родные мне люди. Хочу, чтобы моя дочка выросла хорошим человеком, состоялась в жизни и в профессии, которую она выберет. Чтобы был мир, и добрые люди окружали ее. Счастье – когда ты и твои близкие здоровы, когда всего хватает и нет ссор. На концертах я обычно желаю людям здоровья, добра, любви и мира. Без любой из этих составляющих счастье не удается. И, конечно, счастье для меня как для автора – когда приходит хорошая песня или стихотворение.

Счастье – это хороший концерт. Хотя я предпочитаю слово «концерт» заменять «творческой встречей». Это же действительно встреча с друзьями и общение посредством песен. Я сам много лет был устроителем встреч-концертов у себя во Владивостоке. Знаю изнутри все сложности, с которыми сталкиваются организаторы. Одно дело – концерт известного артиста, которого не надо представлять. И совсем другой риск – организовать встречу с хорошим, но неизвестным человеком. Собрать людей, убедить их, что это будет интересно. Я всегда благодарен тем людям, которые приглашают, вкладывают средства, устраивают концерты. И конечно, всегда рад встречам с моими друзьями-слушателями. Я никогда не делаю одинаковых концертов. Всегда стараюсь привозить что-то новое – творческий багаж позволяет.

Представьте, что на огне кипит запаянный чайник. И рано или поздно он лопнет, если пар не будет выходить. Так и мне, конечно, необходима отдача – творческие встречи, концерты. После них я даже физически чувствую себя лучше. Внутри будто освобождается место, чтобы заполнить его чем-то новым. О чем мечтаю? О том самом счастье, о котором мы говорили.

Для себя определенной вешкой я считаю песню «Месяц». С момента написания, в середине 90-х, я исполняю ее на всех концертах. Сначала появилась мелодия – что для меня, кстати, несвойственно: обычно сначала появляются стихотворные строчки, им сопутствует какой-нибудь ритм, – а потом и стихи. Играю же я очень просто. У меня гитара – просто аккомпанемент. А многие стихи я вообще не пою, они только для чтения. Так вот в «Месяце» было все наоборот. Появилась мелодия. Русская, степная…

Начал думать, о чем она. И тогда уже пришли слова. В Ростове-на-Дону мне рассказывали, что пели эту песню на берегу широкой реки. Я представляю, как это здорово: звучит песня, а все, о чем поется, – вот оно, вокруг!

Наверное, никто из авторов не сможет вразумительно ответить на вопрос «Как пишутся стихи и песни?». Это не зависит от нас. Иногда по полгода ни строчки, а иногда случается «болдинская осень». Душа отзывается на дорогу, стук колес, шум ветра или моря… На чьи-то песни, стихи и книги. На события в жизни. И в ответ дает строчки. У меня достаточно посвящений моим близким, товарищам. Для меня ведь и мои любимые поэты, писатели, авторы песен – это мои товарищи. Я многому учусь у них. Я благодарен Богу за то, что он дал мне возможность писать стихи и песни. Если бы не авторская песня, я бы не встретил много замечательных людей и не увидел бы много прекрасных мест на земле. Жил бы на Дальнем Востоке, работал бы на заводе и все. Благодаря песням случаются удивительные встречи, а после таких встреч пишутся песни. И так все само себя двигает.

Интересная штука – Интернет. Море информации, в котором можно найти тысячи авторов. Однако всех не переслушаешь, и можно что-то интересное упустить. Я стараюсь слушать и читать, если кто-то что-то мне советует. Как раньше было? Делились друг с другом пленками. Теперь делимся ссылками в Сети. Иногда, к сожалению, узнаешь об авторе, когда он уже ушел. У меня так было с Сергеем Капланом. Я не знал его при жизни, а когда его не стало, познакомился с его творчеством и обнаружил, что автор совершенно изумительный. Или, к примеру, с поэтом Игорем Царевым, который ушел недавно, мы познакомились благодаря Интернету. Он даже был на нескольких моих концертах в Москве. Игорь Царев – один из лучших современных русских поэтов, очень светлый, скромный человек.

 

Youtube канал Андрея Земскова

https://www.youtube.com/channel/UCx8J4h1BQsgnt4KlU6mE55A/videos

 

Стихи Андрея Земскова можно почитать здесь

https://stihi.ru/avtor/andreyzemskov

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика Click to listen highlighted text!