«Образы представителей коренных народов Приморья в произведениях И.У. Басаргина»

20 мая года на занятии с учащимися 8 «А» класса МБОУ «СОШ № 64 г. Владивостока» в рамках программы «Басаргинская строка» были рассмотрены образы представителей коренных народов Приморья в произведениях И.У. Басаргина. Но прежде, чем говорить об образах представителей коренных народов, их литературных портретах, учащимся была предложена информация об удэгейцах, нанайцах, орочах, тазах. Затем уточнили, что такое литературный портрет, подчеркнули, что портрет – это одна из сторон художественного образа, одно из средств, которое «составляет композиционное единство с развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т.д.»

Ребята узнали, что наиболее яркие образы представителей коренных народов созданы И.У. Басаргиным в романах. Образы эти сквозные, переходящие из одного романа в другой. Автор в романах придерживается этнографической точности, его герои отличаются реалистическим правдоподобием. Герои эти изображаются как представители своей среды и в повседневных отношениях и обстановке, и в исключительных обстоятельствах; отмечается своеобразие их мышления и чувств. Герои имеют свои особенные черты: это честный и отважный удэгеец Алексей Тинфур, получивший прозвище «Ламаза» (Тинфур-Тигр) в романах «В горах Тигровых» и «Дикие пчёлы»; незаурядная личность ороч Арсё Заргулу в романах «Дикие пчёлы» и «Распутье»; образы корневщиков тазов Цуна и Лина в повести «Черный Дьявол». Подчеркнули, что образы героев складываются из отдельных деталей, «разбросанных» по текстам романов. По зачитанным фрагментам произведений выяснили, как были одеты герои, определили, что тазы-корневщики – люди аккуратные, терпеливые, знающие приметы, по которым искать женьшень, способные выполнять медленную и утомительную работу, суеверные. Тинфур-Ламаза – герой романов «В горах Тигровых» и «Дикие пчёлы» в детстве был усыновлён русским, прожил с ним двадцать лет, воспитывался им, знал удэгейский, русский и маньчжурский языки и свободно говорил на них; был суеверен, верил в общение с духами предков, гор, животных и др. Очень хорошо мог читать следы животных, даже по незначительным признакам; был отважен, рискуя своей жизнью помогал людям, волновался за русских переселенцев, помогал им; знал различные легенды и поверья своего народа. Арсё Заргулу – ороч из рода Красного волка, отличался тем, что каждое дело и каждого человека видел с особенной внутренней стороны, с какой их не видели другие. Знал приметы, легенды, был прекрасным следопытом, смелым человеком.

Сделали вывод, что создать ёмкие художественные образы писателю помогла точно подобранная лексика, проникновенное изображение человеческой психологии, информация, заложенная в портретных деталях.

Руководитель программы: гл. библиотекарь Тюнис Т.А.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять