В рамках цикла мероприятий, посвященных 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, с 22 по 28 января муниципальные библиотеки Владивостока приняли участие в литературно-патриотическом челлендже «Блокадная ласточка» по одноименному стихотворению Ольги Берггольц, который в память об этом запустила Волгоградская областная детская библиотека.
26 января библиотека № 15 провела исторический урок патриотизма «900 дней и ночей», для школьников 5 «В», 7 «А», 7 «Б» классов ЦО «Вектор» СОШ № 54.
Младшие и старшие подростки с особым вниманием слушали обзор книг о Ленинграде тех дней. Илья Миксон «Жила, была» рассказал о дневнике Тани Савичевой, которая стала для многих поколений, настоящим маленьким историком, описавшим события голодной смерти своей семьи. Алесь Адамович и Даниил Гранин «Блокадная книга» — это самые трагичные воспоминания выживших блокадников 1941 – 1944г. Н. Ходза «Дорога жизни», сборник «Был город фронт, была блокада» — дополнили сообщения о самых трагичных днях жителей Ленинграда. Н. Тихонов «Ленинградские рассказы» с исторической точность описывает жизнь людей работающих, стоящих в очереди за хлебом, умирающих на скамейках в парке.
Ольга Берггольц – Ленинградская поэтесса, автор знаменитых строк «Никто не забыт, ничто не забыто» написала еще одно стихотворение «Блокадная ласточка». Эта ласточка стала участницей литературно-патриотического челленджа Волгоградской областной детской библиотеки.
«Долетела» ласточка и до Владивостока и собрала вокруг себя ребят, поколение XXI века, СОШ № 54 которые сегодня тоже читали стихи особо торжественно и патриотично:
Сквозь года, и радость, и невзгоды Этот знак придумала блокада.
Вечно будет мне сиять одна – Знали мы, что только самолет
Та весна сорок второго года, Только птица к нам, до Ленинграда,
В осажденном городе весна. С милой – милой родины дойдет
Маленькую ласточку из жести … Сколько писем с той поры мне было.
Я носила на груди сама. Отчего же кажется самой,
Это было знаком доброй вести, Что доныне я не получила
Это означало: «Жду письма» самое желанное письмо?!
25 января час мужества «По следам великого подвига» организован для учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 62 и Дальневосточной школы сотрудниками библиотеки им. Н.Н. Муравьева-Амурского. Встречи со школьниками приурочены ко Дню воинской славы России – Дню полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Школьники просмотрели электронную презентацию, из которой узнали, как жил осажденный город, где, несмотря на все трудности, работали школы, библиотеки, осуществлялось радиовещание, и даже состоялись два футбольных матча. Ребята узнали, что такое «дорога жизни», и какую роль она играла для жителей Ленинграда. С волнением школьники слушали историю Тани Савичевой, одной из тысяч ленинградских семей, которая потрясла весь мир. Большое впечатление на детей произвел кусочек хлеба весом 125 грамм, который с легкостью поместился даже на детской ладони. И этот кусочек хлеба был единственным продуктом, который выдавался на день в самые трудные недели блокады. Ребята увидели много фотографий, познакомились с рецептом блокадного хлеба, прослушали рассказы «Блокадный хлеб», «Праздничный обед», «Медицинское задание» и другие из сборника Сергея Алексеева «Подвиг Ленинграда». Школьники прослушали стихотворение Ольги Берггольц «Блокадная ласточка», присоединившись таким образом к одноименной Всероссийской акции. Отдельные слайды презентации были посвящены увековечиванию памяти событий блокады Ленинграда. Школьники совершили виртуальную экскурсию по местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области – к памятникам «Зеленого пояса славы» — посвященным страницам истории блокады.
25 и 27 января урок патриотизма «Блокада: город, память» организовала библиотека № 4 для учащихся 3 «В» и 5 «Д» классов школы № 22. Ребята услышали о подвиге жителей блокадного города, о том, что придавало взрослым, старикам и детям стойкости, мужества и сил: знаменитая на весь мир 7 Ленинградская симфония Д. Шостаковича, спокойный голос из репродуктора всенародно — любимой поэтессы Ольги Берггольц. В продолжении темы порассуждали, почему современных ребят можно назвать наследниками Победы и как важно сохранить память о стойкости, чести, мужестве и подвигах ленинградцев. Завершили встречу участием в литературно-патриотическом челлендже «Блокадная ласточка». Пятиклассники прочитали стихотворение Ольги Берггольц «Блокадная ласточка». И мы, жители Владивостока передаём эту эстафету и эту ласточку всем остальным жителям нашей большой страны, как символ веры и надежды, дань уважения и благородной памяти Ленинградцам. Никто не забыт и ничто не забыто!
25 января библиотека № 20 организовала для 4 класса ДВЦНО ШОД им. Н.Н. Дубинина патриотический урок «Ленинград. Блокада. Память». В ходе беседы школьникам рассказали о том, что во время блокады многие ленинградцы носили на груди маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение, там есть такие слова:«Маленькую ласточку из жестия носила на груди сама.Это было знаком доброй вести, это означало:«Жду письма». Акция прошла в рамках Всероссийского кинофестиваля «Перерыв на кино». Юным зрителям были представлены: анимационный фильм «Полуторка», документальная работа «Блокадный хлеб», художественная постановка «Девочка из блокадного Ленинграда».
Библиотека № 17 провела для воспитанников детского сада № 187 урок мужества «Без срока давности». Библиотекарь рассказала детям о героизме и стойкости жителей Ленинграда, как город был превращен в крепость. Большое впечатление на ребят произвел рассказ о норме хлеба блокадников, о том, что значили в то время хлебные карточки. Ребятам были представлены книги, повествующие о событиях тех лет, о защитниках города, о Дороге жизни, а также воспоминания очевидцев, переживших тяжелое блокадное время и о стойкости жителей Ленинграда.
Библиотека № 13 провела для воспитанников детского сада № 41 урок памяти. Детям рассказали, что такое блокада, и, чем славен город-герой Ленинград. Состоялось громкое чтение рассказа С. Алексеева «Блокадный хлеб». Воспитанники были удивлены тяжелыми условиями жизни тех лет и мужеством своих ровесников. Дети, затаив дыхание, слушали рассказ, на их лицах отражалось сопереживание за героев произведения.